Содержание образования
Под содержанием образования традиционно подразумевается целостная система научных знаний, умений и навыков.
Их приобретение способствует всестороннему развитию личности и обеспечивает подготовку человека к трудовой деятельности в общественной жизни.
Содержание образования считается одним из самых актуальных критериев полноценного роста личности. То, каким будет это содержание, напрямую зависит от поставленных в учебном процессе целей. Кроме того, имеется возможность направления и корректировки содержательного аспекта образования при помощи учебных планов, программ, учебников.
Главным элементом содержания образования считаются знания, выражающие накопленный опыт человечества. Он включает познания явлений и предметов окружающего мира, а также законов развития общества и природы. Знания не стоят на месте, они динамичны, постоянно совершенствуются и дополняются.
Еще одним элементом содержания образования считаются умения, представляющие собой некоторый комплекс действий, осуществляемый на базе приобретенных знаний. Отличительным показателем наличия у человека определенных умений является то, что при помощи конкретных действий он может выполнить поставленную задачу, иными словами применить свои знания на практике.
Навыки вместе со знаниями и умениями также относятся к составляющим элементам содержания образования. Человек приобретает их посредством многократного повторения изученного материала и автоматического применения его в практической деятельности.
Все эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. На базе знаний формируются умения, впоследствии они развиваются до навыков, в основе которых, в свою очередь, поставлены именно знания.
Главной целью содержания образования считается то, что оно отображает самые разносторонние потребности как общества в целом, так и отдельных людей в частности. В зависимости от конкретных потребностей функционирует процесс отбора содержания образования для учебных заведений.
С одной стороны, содержание образования содействует не только передаче общественного опыта от старшего поколения к младшему, но и развитию этого опыта в последующем, а с другой стороны, оно дает возможность личностной самореализации.
Принципы отбора содержания образования
Существует множество критериев отбора содержания образования, однако в большинстве своем действуют следующие принципы:
- принцип соответствия общественному заказу (в содержание образования не только должны быть включены современные знания, умения и навыки, но и должны предусматриваться индивидуальные способности учащихся, благодаря чему человек достигает всестороннего развития и личностного роста).
- принцип обеспечивания научной и практической значимости учебного материала (знания, включаемые в содержание обучения, обязаны соответствовать новым достижениям той или другой науки и быть востребованы на практике).
- принцип учета реальных возможностей конкретного учебного процесса (в момент выбора содержания образования акцентируется внимание на методах, средствах, формах, технологиях и уровнях обучения).
- принцип обеспечивания единства содержания образования с позиций всех учебных предметов (компоненты содержания образования обязаны быть узко взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны).
- принцип гуманизации (содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманной культуры, продуктивной творческой деятельности, независимого выбора профессии согласно с собственными интересами и способностями).
Гуманизация содержания образования
Гуманизация – ключевой элемент прогрессивного педагогического мышления, утверждающего многостороннюю сущность образовательного процесса. В центре образования находится развитие личности, в соответствии с чем и определяются основные задачи. Если раньше учитель только передавал знания учащимся, то с позиции гуманизации он должен всячески содействовать всестороннему развитию каждого ребенка. Гуманизация требует перемены взаимоотношений в системе «учитель-ученик», она предполагает установление связей сотрудничества.
Гуманизация образования подразумевает совокупность общекультурного, социально нравственного и профессионально развития личности.
Данный педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Гуманизм в целом как идейно ценностный комплекс включает в себя все высокие значения, выработанные человечеством на длительном и противоречивом пути своего развития: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и другие.
Для полной гуманизации содержания образования необходимо уничтожение той диспропорции в учебном процессе, которая делает среднее учебное заведение технократическим. Нужна гармонизация учебного плана - обеспечение рациональных пропорций умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.
Часть учебного плана, которая предполагает конкретное воспитание гуманизма, нравственности и эстетики, должна быть усилена. Это и классические предметы социального цикла, и новые дисциплины, такие как этика, человековедение, семьеведение. Оправдано подключение в учебный процесс и религии как сосредоточения общечеловеческих моральных ценностей.
Особое внимание надлежит уделить предметам художественно-эстетического цикла: музыке, изобразительному искусству, художественной литературе, хореографии, мировой художественной культуре.
Безусловно, должны осуществляться трудовое и физическое воспитание, перестроенное на гуманистической основе. Большие возможности заключены и в дифференциации учебного плана: углубленное изучение отдельных предметов, курсы по выбору, факультативы, профильные предметы. Это дает возможность удовлетворить разнородные интересы и склонности детей, обеспечить верный путь самоопределения.
Можно многому обучить ребенка, но при этом не взрастить у него чувства доброты, человечности, красоты. В следствии этого перестройка образования обязана включать гуманизацию его содержания.