Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предмет и задачи дидактики

Предмет дидактики

Определение

Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы обучения и его содержание.

Чешский педагог Ян Амос Коменский говорил о дидактике, как о особой системе научных знаний. Его труд «Великая дидактика» содержит универсальную теорию, которая содержит в себе учение всех всему. «Великая дидактика» является первым научным произведением по дидактике, и включает в себе главные принципы и подходы обучения, которые используются и до сих пор.

Кроме этого, огромный вклад в развитие дидактики внесли и отечественные, и зарубежные педагоги, среди которых: И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский и многие, многие другие.

Гносеология — это теория познания. Она является методологической основой обучения дидактики. Также, дидактика связана с многими науками, например, с психологией (педагогической, общей, возрастной), с социологией, с информатикой, физиологией высшей нервной деятельности и многими другими. Поэтому вполне логично говорить о психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Содержание обучения регламентируется нормативными документами и образовательными стандартами. А нормативные документы, в свою очередь, разрабатываются на основе этих стандартов.

Предмет и задачи дидактики

Процессы образования и обучения, тесно связанные с воспитанием являются не только предметом дидактики, но и являются органической частью воспитания.

Всем известно, что наше общество волнуется и заботится о том, чтобы накопленный ранее опыт, а также навыки, умения и знания также хорошо входили и осваивались вступающими в новую жизнь поколениями. Обучение и образование служит оной единственной цели. Этой самой целью и является освоение потомками ранее изученного опыта нашими предками.

Закономерные связи между деятельности обучаемого и обучающего является предметом дидактики. Кроме этого, предметом дидактики также являются закономерные связи между компонентами процесса обучения. Процесс обучения и образования в настоящее время являются предметом дидактике на современном этапе развития. Это значит, содержание образования, которое реализуется в учебных планах, учебниках, программах, а также средства и методы обучения, воспитательная роль всего учебного процесса, организационные формы обучения и условия, которые благоприятствуют творческому и активному труду обучающихся, а также их умственному и физическому развитию. Но речь идет о дидактике общей. Общая дидактика раскрывает закономерности обучения и образования, но не занимается исследованиям особенностей обучения какому-либо учебному предмету. Эта задача решается дидактикой частной или как ее еще называют, предметной. Как говорили известные дидакты, предметом дидактики является связь преподавания и учения, то есть их единство, а также условия, которые крайне необходимы для протекания процесса учения и преподавания.

Задачи дидактики

Именно дидактика является одной из наиболее разработанной научной отрасли педагогики. Одновременно она является и теоретической наукой, и нормативно-прикладной. Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Дидактика выполняет ряд важнейших задач:

  1. изучает общие закономерности обучения, а также формулирует принципы и правила обучения на их основе.
  2. определяет задачи обучения.
  3. разрабатывает вопросы о методах и формах обучения, а также организации обучения. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «как обучать». Примером этой задачи может служить внедрение в педагогическую практику различных технологий обучения.
  4. определяет содержание обучения и разрабатывает учебные программы, образовательные стандарты и учебно-методические комплексы. Таким образом, можно сказать, дидактика отвечает на вопрос «чему обучать».
  5. изучает различные вопросы, которые связаны с методологией исследования проблем обучения.
  6. формулирует общие основные принципы применения и создания средств обучения, которые играют главную роль в образовательном процессе. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «с помощью чего обучать».
  7. обобщает и анализирует передовой педагогический опыт, а также изучает инновации и новации в самом процессе обучения.

Категории дидактики

Основными и важными категории дидактики являются:

  1. обучение.
  2. Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающихся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе.

  3. закономерность обучения.
  4. Закономерность обучения — совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие.

  5. преподавание
  6. Преподавание — это управление учебной деятельности обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладевании отношением к окружающему миру и к себе, а также овладевание основными способами мышления.

  7. принципы обучения
  8. Принципы обучения — это главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса.

  9. учебная деятельность (или как ее многие называют — учение)
  10. Это познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладевание основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе.

Дидактика выполняет ряд важнейших функций.

  1. развивающая (то есть развитие и формирование психических качеств личности и их изменение).
  2. воспитательная (то есть связь между отношениями и знаниями. Отношения могут быть как к себе и другим людям, так и к окружающему миру).
  3. обучающая (передача системы знаний, навыков и умений на всех этапах развития личности).

Предмет и задачи дидактики

Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:

  1. установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;
  2. раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;
  3. раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.

Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.

Значение дидактики:

  1. дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;
  2. выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;
  3. нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot