Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предмет и задачи дидактики

Предмет дидактики

Определение

Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы обучения и его содержание.

Чешский педагог Ян Амос Коменский говорил о дидактике, как о особой системе научных знаний. Его труд «Великая дидактика» содержит универсальную теорию, которая содержит в себе учение всех всему. «Великая дидактика» является первым научным произведением по дидактике, и включает в себе главные принципы и подходы обучения, которые используются и до сих пор.

Кроме этого, огромный вклад в развитие дидактики внесли и отечественные, и зарубежные педагоги, среди которых: И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский и многие, многие другие.

Гносеология — это теория познания. Она является методологической основой обучения дидактики. Также, дидактика связана с многими науками, например, с психологией (педагогической, общей, возрастной), с социологией, с информатикой, физиологией высшей нервной деятельности и многими другими. Поэтому вполне логично говорить о психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Содержание обучения регламентируется нормативными документами и образовательными стандартами. А нормативные документы, в свою очередь, разрабатываются на основе этих стандартов.

Предмет и задачи дидактики

Процессы образования и обучения, тесно связанные с воспитанием являются не только предметом дидактики, но и являются органической частью воспитания.

Всем известно, что наше общество волнуется и заботится о том, чтобы накопленный ранее опыт, а также навыки, умения и знания также хорошо входили и осваивались вступающими в новую жизнь поколениями. Обучение и образование служит оной единственной цели. Этой самой целью и является освоение потомками ранее изученного опыта нашими предками.

Закономерные связи между деятельности обучаемого и обучающего является предметом дидактики. Кроме этого, предметом дидактики также являются закономерные связи между компонентами процесса обучения. Процесс обучения и образования в настоящее время являются предметом дидактике на современном этапе развития. Это значит, содержание образования, которое реализуется в учебных планах, учебниках, программах, а также средства и методы обучения, воспитательная роль всего учебного процесса, организационные формы обучения и условия, которые благоприятствуют творческому и активному труду обучающихся, а также их умственному и физическому развитию. Но речь идет о дидактике общей. Общая дидактика раскрывает закономерности обучения и образования, но не занимается исследованиям особенностей обучения какому-либо учебному предмету. Эта задача решается дидактикой частной или как ее еще называют, предметной. Как говорили известные дидакты, предметом дидактики является связь преподавания и учения, то есть их единство, а также условия, которые крайне необходимы для протекания процесса учения и преподавания.

Задачи дидактики

Именно дидактика является одной из наиболее разработанной научной отрасли педагогики. Одновременно она является и теоретической наукой, и нормативно-прикладной. Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Дидактика выполняет ряд важнейших задач:

  1. изучает общие закономерности обучения, а также формулирует принципы и правила обучения на их основе.
  2. определяет задачи обучения.
  3. разрабатывает вопросы о методах и формах обучения, а также организации обучения. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «как обучать». Примером этой задачи может служить внедрение в педагогическую практику различных технологий обучения.
  4. определяет содержание обучения и разрабатывает учебные программы, образовательные стандарты и учебно-методические комплексы. Таким образом, можно сказать, дидактика отвечает на вопрос «чему обучать».
  5. изучает различные вопросы, которые связаны с методологией исследования проблем обучения.
  6. формулирует общие основные принципы применения и создания средств обучения, которые играют главную роль в образовательном процессе. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «с помощью чего обучать».
  7. обобщает и анализирует передовой педагогический опыт, а также изучает инновации и новации в самом процессе обучения.

Категории дидактики

Основными и важными категории дидактики являются:

  1. обучение.
  2. Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающихся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе.

  3. закономерность обучения.
  4. Закономерность обучения — совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие.

  5. преподавание
  6. Преподавание — это управление учебной деятельности обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладевании отношением к окружающему миру и к себе, а также овладевание основными способами мышления.

  7. принципы обучения
  8. Принципы обучения — это главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса.

  9. учебная деятельность (или как ее многие называют — учение)
  10. Это познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладевание основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе.

Дидактика выполняет ряд важнейших функций.

  1. развивающая (то есть развитие и формирование психических качеств личности и их изменение).
  2. воспитательная (то есть связь между отношениями и знаниями. Отношения могут быть как к себе и другим людям, так и к окружающему миру).
  3. обучающая (передача системы знаний, навыков и умений на всех этапах развития личности).

Предмет и задачи дидактики

Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:

  1. установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;
  2. раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;
  3. раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.

Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.

Значение дидактики:

  1. дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;
  2. выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;
  3. нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot