Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные виды, формы и методы контроля

Виды контроля

Контроль является обязательной частью процесса обучения. В зависимости от выполняемых функций контроль делится на 4 вида: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

  1. Предварительный контроль. Он имеет диагностические задачи и проводится для выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Используется традиционно в первых числах учебного года или же перед изучением новой темы.
  2. Его значение велико, поскольку характер изучения нового материала напрямую зависит от степени усвоения тех понятий, определений, положений, которые были рассмотрены ранее. В случае, если таковой информации об этом педагог не имеет, то он лишен возможности проектирования и управления учебным процессом. Именно предварительный контроль фиксирует начальный уровень обученности, сопоставление которого с достигнутым впоследствии дает возможность измерить так называемый «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, а также проанализировать динамику и эффективность педагогического процесса, сделать выводы о вкладе преподавателя в обученность детей, оценить его профессиональную компетентность.

  3. Текущий контроль. Осуществляется учителем по ходу преподавания, в процессе ежедневной учебной работы, как правило на уроках. Он дает возможность квалифицировать степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Данный контроль позволяет вовремя выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.
  4. Главной функцией текущего контроля считается функция обратной взаимосвязи. Она дает возможность учителю получать сведения о ходе процесса усвоения новой информации каждым учеником. Обратная взаимосвязь предоставляет сведения не только об усвоении или неусвоении материала, но и позволяет контролировать сам учебно-воспитательный процесс, наблюдать за действиями учащихся.

    Традиционно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который всегда совершенствуется: учителя все шире практикуют такие его формы, как выборочный, фронтальный, компьютерный и другие. Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все главные составляющие знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После окончания работы непременно анализируются допущенные ошибки.

  5. Периодический контроль. Как правило, он бывает тематическим и имеет цель систематизации знаний учащихся. Проводится после изучения логически завершенной части, раздела программы или же в конце учебной четверти. Таким образом подводятся результаты работы за конкретный период времени.
  6. Итоговый контроль. Призван обозначить конечные результаты обучения, систематизировать и обобщить весь учебный материал. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по завершении курса обучения в школе в форме выпускных экзаменов.

Основные виды, формы и методы контроля

В последнее время наибольшее распространение получают технологии итоговых испытаний с применением компьютеров и специализированных программ. Как правило, это тестовые задания, когда учащиеся должны из нескольких вариантов ответа выбрать верный. Превосходства информационных технологий безусловно в том, что компьютеры объективны при выведении конечного результата. Однако они не предоставляют возможности выявить конкретные затруднения учащих, похожие ошибки и прочие аспекты, на которые обращает внимание преподаватель при традиционной системе контроле.

Формы контроля

Формы контроля находятся в зависимости от специфики организационной структуры учебной работы. Традиционно выделяют 5 ключевых форм контроля:

«Основные виды, формы и методы контроля» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. фронтальная форма (ученики с места предоставляют короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала);
  2. групповая форма (контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся);
  3. индивидуальный контроль (используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске);
  4. комбинированная форма (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым);
  5. самоконтроль (обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения).

Методы контроля

Определение

Методы контроля – это способы, с помощью которых оценивается результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Среди главных методов контроля выделяют следующие: наблюдение, опрос, письменные работы, зачеты и экзамены.

Ежедневное наблюдение помогает учителю составить верное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала. На этой основе возможно планирование и организация особого контроля знаний конкретного ученика.

Опрос, как метод контроля, может быть индивидуальным (вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку), фронтальным (вызов множества учащихся для ответа на вопросы, требующие маленького по объему ответа), комбинированным (одновременно вызываются несколько учеников, из которых один отвечает устно, а другие по указанию учителя выполняют письменные либо практические задания по карточкам, по учебным пособиям). Плюсы комбинированного опроса в том, что он дает возможность провести фундаментальную проверку нескольких учащихся за короткий промежуток времени. Его использование уместно, когда весь материал усвоен и нужно выяснить степень усвоения знаний сразу у нескольких учащихся.

Основные виды, формы и методы контроля

К письменным работам относятся: проверка тетрадей, проведение контрольных, оценка домашних заданий, работа с тетрадями на печатной основе.

Зачеты и экзамены являются отличительным методом итогового контроля и используются, как правило, в старших классах. Зачетная система дает возможность вести тематический учет знаний, а экзамен также позволяет следить за работой каждого учителя и всей школы в целом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot