Основы зарождения компетентностного подхода
Всегда основой педагогического процесса были знания. Знания в свою очередь являются главной ценностью образования. Показатель результативности обучения – это, прежде всего, степень овладения знаниями. Практическая деятельность – это, по сути, усвоение опыта реализации знаний на практике. Такой подход к построению педагогического процесса носит название знаниевого.
Но во второй половине двадцатого века знания, которые приобретались в результате школьного образования, начинают терять свою актуальность и ценность. Это стало происходить по причине доступности различной информации. Сегодня это проявляется особенно отчетливо на фоне массовой информатизации и активного развития средств массовой коммуникации. В современном мире наблюдается своеобразное противоречие, когда знания, играющие важную роль в научно-техническом и общественном прогрессе, параллельно перестали быть безусловной ценностью образования. Место знаний, как результата образования, заняла саморазвивающаяся личность, которая способна к поиску знаний, их обработке и применению на практике.
Изменение ценностного базиса образования сделало необходимым введение нового понятия, которое бы отражало способность индивида решать стоящие перед ним задачи, впитывающего в себя знания, опыт и трансформирующего их в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Это понятие – компетентность, то есть способность личности решать возникающие задачи, которые обусловлены спецификой практической деятельности. Компетентностным подходом называется подход к построению педагогического процесса как процесса формирования компетентности.
Компетентность является общим понятием, которое охватывает всю деятельность и все решаемые в ней задачи.
Выделяются следующие важные характеристики компетенции:
- компетенция часть области умений, а не знаний, это способность, которая основана на знаниях, опыте, ценностях, приобретенных благодаря обучению;
- компетенция – это результат осознанной деятельности;
- природа компетенций зависит от контекста деятельности, от конкретных обстоятельств;
- компетенция развивается, отталкиваясь от начального уровня;
- компетенция обладает многосторонним, разноплановым и системным характером, это результат слияния знаний, умений и навыков.
Компетентность и компетенции
Следует разобраться в понятиях компетентность и компетенция. Компетентность – это результат овладения компетенциями. Компетенция – это элемент компетентности, который связан с решением конкретной задачи или группы задач. Классифицировать компетенции можно следующим образом:
- ключевые:
- ценностно-смысловые,
- общекультурные,
- учебно-познавательные,
- информационные,
- коммуникативные,
- социально-трудовые,
- личностного самосовершенствования;
- базовые:
- эмоционально-психологические (любознательность, доверие),
- регулятивные компетенции (ответственность, умение определять цели, концентрация, обобщение),
- социальные (терпимость, сотрудничество, взаимопомощь),
- учебно-познавательные (умение учиться, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельность),
- творческие (принятие решений, самостоятельный поиск информации, способность формировать и отстаивать свое мнение),
- компетенции самосовершенствования (практическое применение знаний, самоконтроль, саморазвитие);
- предметные.
Компетентность представляет собой специфическую способность, которая требуется для эффективной реализации определенного действия в конкретной области. Компетентность включает в себя узкоспециализированные знания, предметные навыки и способы мышления. Компетентный педагог – педагог обладающий набором специальных компетентностей различного уровня.
Существуют ключевые компетентности, предполагающие обладание человеком высоким уровнем инициативы, организаторскими способностями, готовностью давать объективную оценку и анализировать свои действия. Ключевые компетентности надпрофессиональны и актуальны в любой сфере деятельности. Компетентности актуальные в современном обществе:
- способность к самостоятельной работе;
- способность брать на себя ответственность самостоятельно;
- способность к проявлению инициативы;
- готовность фиксировать проблемы и находить пути их решения;
- умения анализировать;
- способность к коллективному взаимодействию;
- способность к самообразованию;
- умение принимать решения.
Стратегия развития образования в России предполагает, что основой нового содержания образования станут именно ключевые компетентности. Основным результатом образования должна стать не столько система знаний, умений и навыков, а основных компетенций в интеллектуальной, общественно - политической, информационной и других сферах.
Профессиональными компетентностями оперируют при анализе педагогических профессий, в частности:
Профессионально-педагогическая компетентность включает пять элементов:
Компетентностный подход в современном образовании
Компетентностный подход для формулировки целей и содержания образования не нов для российской школы. Этого подхода придерживались многие педагоги и психологи, например: В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, М.Н. Скаткин и другие. Компетентностный подход рассматривается ими как ответ на новые требования общества к качеству и умениям профессионала. Существует три наиболее важные причины применения компетентностного подхода в российском образовании. Во-первых, это общеевропейские и мировые тенденции к интеграции и глобализации мировой экономики. Во-вторых, постепенная смена образовательной парадигмы, в которой акценты с принципа адаптивности смещаются на принцип компетентности обучаемых. В-третьих, требования нормативно-правовых документов.
Использование компетентностного подхода в организации педагогического процесса исходит из понимания того, что прогресс человечества зависит по большей части от уровня развития отдельной личности. Компетентностный подход сосредотачивается на результате образования, в качестве которого принимается способность человека действовать в различных сложных ситуациях.