Технология обучения - как основная категория педагогики
В педагогике данное понятие появилось только лишь в 50-х годах прошлого столетия. До этого термин «педагогическая технология» дословно толковался, как обучение с помощью различных средств техники. На основании этого многие специалисты выделяют современный этап в педагогической технологии, подразумевая под этим переход от традиционных СМИ к новым технологиям получения достоверной информации. К новым педагогическим технологиям обучения относятся: ЭВМ, лазерные и микроэлектронные устройства, каналы связи и т.п.
Технология обучения в педагогике – это совокупность, форм и методов воспитательных приемов и средств обучения, систематически использующиеся в процессе образования.
Это один из наиболее значимых способов воздействия не только на эффективность обучения, но также развитие и воспитание обучаемого. Но с другой стороны технологии обучения в педагогике это целая наука о способах, использование которых помогает преподавателю положительно воздействовать на своих учеников, посредством инновационных технических средств. Если взять в рассмотрение преподавателя использовавшего данные методы, то он будет являться творцом технологии, не смотря на то, что творения заимствованы. Любой преподаватель, который умеет обращаться с технологиями, будет ориентироваться на познавательный процесс.
Классификация педагогических технологий
Исследовав литературу по педагогике, можно заметить, что имеется четкая классификация технологий в педагогике. Ниже нами предоставлен один из способов классификации, автором которой является Г.К. Селевко – самый известный ученый в педагогической науке.
Принято выделять следующие технологии:
- Частнометодические
- Локальные
- Общепедагогические
На основе философии принято выделять следующие технологии: идеалистические и материалистические, диалектические и метафизические, антигуманные и гуманистические, экзистенциалистские и прагматические, принуждения и свободного воспитания, теософские и антропософские, религиозные и научные.
- В психологии выделяют: идиалистские, социогенные, психогенные, биогенные.
- По ориентации на личностные структуры: эвристические и приходные, эмоционально-художественные, технологии саморазвития, эмоционально-нравственные, информационные технологии.
- По характеру структуры и содержания: комплексные и проникающие, воспитывающие и обучающие, монотехнологии, частнопредметные, технократические и гуманитарные, религиозные и светские, а также отраслевые.
- По типу управления и организации познавательной деятельности: системы «репетитор», «малых групп», классическое лекционное обучение, обучение с помощью учебной книги, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, программное обучение. Также нужно обратить внимание и на то, что одной из важных сторон педагогических технологий являются отношения взрослых и ребенка, а также позиция (место) ребенка в процессе образования.
На основании из этого выделяются следующие технологии в педагогике:
- Дидактоцентрические - субъект-объектные отношения между учеником и педагогом.
- Личностно-ориентированные технологии обучения – в центе системы стоит личность обучающегося, а также обеспечение для него максимально комфортных условий.
- Авторитарные – здесь объектом является ученик, в то время как субъект обучения, это учитель.
- Эзотерические технологии – основой являются эзотерические знания.
- Технологии свободного воспитания – акцент на предоставление самостоятельности обучающемуся.
- Технологии сотрудничества – партнерство, демократизм и равенство в отношениях педагога и обучаемого.
- Гуманно-личностные отношения – основываются на поддержки личности.
Уровни и структура педагогических технологий
Педагогическая технология, как категория педагогики имеет свои уровни и структуру.
Структура состоит из следующих компонентов:
- процессуальная часть - это воплощение на практике спроектированного процесса обучения;
- содержательная часть - это система знаний об эффективности процесса обучения, дидактическая система, включающая собственно содержание обучения, методы, методические приемы, дидактические средства, а также диагностическая система, которая включает в педагогическую компетентность педагога, индивидуальные особенности личности и уровня подготовленности учащихся.
Уровни педагогических технологий:
- модульный (элементарный) уровень - здесь рассматривается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, воспитание отдельных личностных качеств, технология отдельных видов деятельности, технология урока, технология повторения и контроля материала, технология;
- общедидактический (общепедагогический) уровень - характеризует целостный образовательный процесс в некотором регионе, учебном заведение. В педагогическую систему принято включать совокупность методов, содержания средств и целей обучения;
- предметный (частнометодический) уровень – употребление технологии в значении частная методика, т.е. совокупность средств и методов реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, преподавателя.
На сегодняшний день в педагогике закрепилось представление о неделимости компонентов системы образования: содержания, целей, методов, средств и форм обучения. Разработка и внедрение образовательных стандартов государством, требует непосредственное применение у образовательных учреждениях начального, среднего и профессионального звена, что позволяет оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки будущих кадров.