Активные методы обучения — это методы, способствующие активизации учебного процесса и побуждению учащихся к творческому и активному участию в нем.
Интерактивные методы обучения – это форма взаимодействия, которая ориентирована на более широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, а также учащимися друг с другом, на основании доминирования активности учащихся в процессе обучения.
Активные методы обучения
Активные методы обучения имеют конкретную установленную схему взаимодействия: «педагог – учащийся», которая предусматривает равнозначное участие в процессе обучения и учителя, и учеников.
Активные методы обучения имеют характерные признаки, отличающие их от иных методов:
- Активизация процессов мышления, в следствии чего учащийся вынужден быть активным во время учебного занятия.
- Длительности учебной активности – ученик работает не эпизодически, а на протяжении всего учебного процесса.
- Самостоятельный поиск решений поставленных учебных задач.
- Повышение мотивации к обучению и получению новых знаний.
В соответствии с общей классификацией активных методов обучения, их принято делить на две обширные группы: групповые и индивидуальные. Более подробная классификация включает следующие методы:
- дискуссионные
- игровые
- тренинговые
- рейтинговые
При организации образовательного процесса педагог может использовать как один метод активного обучения, так и их комбинацию. Успешность зависит от соотношения методов обучения и поставленной образовательной задачи.
Наиболее распространенными активными методами обучения являются:
- Презентация – представляет собой демонстрацию слайдов, созданных с помощью мультимедийных устройств. Является одним из простых, доступных, привлекательных и интересных методов.
- Кейс-технологии – являются относительно новым методом обучения, используется педагогами с прошлого века. Данный метод представляет собой комплекс смоделированных или реальных ситуаций, решение которых требует наличия у учащихся определенных знаний и умения оперировать ими в поиске решений. Кейс может содержать задания, которые имеют только одно верное решение, либо несколько решений и многогранность их обоснования.
- Проблемная лекция – значительно отличается от традиционной лекции, где учащийся – это пассивный слушатель, в ней педагог преподносит учащимся знания не в готовом виде, а в форме вопросов, утверждений, учебных проблемы. Решения и правила, учащиеся выводят сами. Данный метод является достаточно сложным, так как требует от учащихся определенного опыта логических рассуждений.
- Дидактические игры – основаны на строгой регламентации, в отличие от деловых игр не предусмотрена выработка логической цепочки, необходимой для поиска решения или ответа.
- Игровые методы, в зависимости от выбранной игры, могут быть отнесены и к интерактивным методам обучения.
- Баскет-метод – в основе данного метода лежит имитация определенной ситуации. Например, учащемуся необходимо взять на себя роль гида и провести для других учащихся и педагога экскурсию по музею. Главной задачей данного учащегося является собрать достаточное количество необходимой информации по каждому экспонату и донести ее до слушателей.
Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы обучения предусматривают следующую схему взаимодействия: «педагог = учащийся» и «учащийся = учащийся», то есть в данном случае к обучению учащихся привлекает не только учитель, но и они сами в процессе взаимодействия между собой. Роль педагога заключается в оказании помощи учащимся и создании условий для появления инициативы у детей.
Задачами интерактивных методов обучения являются:
- Овладение учащимися навыков самостоятельного поиска необходимой учебной информации, ее анализ и обобщение.
- Обучение учащихся работе в команде.
- Формирование и высказывание собственного мнения, посредством опоры на конкретные научные факты.
Методами и приемами интерактивных методов обучения являются:
- Мозговой штурм – предусматривает постановку педагогом проблемного вопроса, задача учащихся за определенный промежуток времени высказать как можно больше предположений и идей. По истечении отведенного времени учащиеся осуществляют анализ предложенных идей, выбирая одну, наиболее эффективную и действенную на их взгляд.
- Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы – педагогом задается определенная мини-тема, учащиеся по ней осуществляют поиск ключевых слов и проблем.
- Интерактивные учебные занятия с использованием ИКТ – занятия с проведением онлайн-тестирования, работы с электронными ресурсами (учебники, методички и т.д.), обучающими программами и т.д. Чаще всего данные методы обучения применяются в рамках дистанционного образования.
- Круглый стол в форме дискуссии или дебатов – групповой интерактивный метод обучения, предусматривающий коллективное обсуждение учащимися проблем, идей, предложений и т.д., с целью совместного поиска решения.
- Деловые игры, включающие в себя ролевые, луночные и имитационные – чаще всего используются в начальных классах. Игровые методы обучения предусматривают проецирование реальной ситуации в игровую форму. Во время игры учащиеся имеют возможность «примерить» на себе роль, «прожить» ситуации и тем самым, найти решение проблемной ситуации, закрепить и расширить свои знания и умения.
- Аквариум – один из видов деловой игры, организованной по типу реалити-шоу. Два – три учащихся обыгрывают заданную педагогом ситуацию, остальные наблюдают за ними со стороны и осуществляют анализ их действий.
- Методы проектов – самостоятельная разработка учащимися проекта по заданной теме, последующее его представление и защита перед другими учениками.
- BarCamp, или антиконференция - в рамках данного метода учащиеся принимают активное участие в конференции, при этом они одновременно являются и её организаторами. Во время конференции учащиеся выступают с докладами, презентациями, идеями и т.д., по заранее выбранной теме. Подготовку к выступлению они осуществляют самостоятельно.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Таким образом, активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС, — научить ребенка учиться.