Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активные и интерактивные методы обучения

Определение 1

Активные методы обучения — это методы, способствующие активизации учебного процесса и побуждению учащихся к творческому и активному участию в нем.

Интерактивные методы обучения – это форма взаимодействия, которая ориентирована на более широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, а также учащимися друг с другом, на основании доминирования активности учащихся в процессе обучения.

Активные методы обучения

Активные методы обучения имеют конкретную установленную схему взаимодействия: «педагог – учащийся», которая предусматривает равнозначное участие в процессе обучения и учителя, и учеников.

Активные методы обучения имеют характерные признаки, отличающие их от иных методов:

  1. Активизация процессов мышления, в следствии чего учащийся вынужден быть активным во время учебного занятия.
  2. Длительности учебной активности – ученик работает не эпизодически, а на протяжении всего учебного процесса.
  3. Самостоятельный поиск решений поставленных учебных задач.
  4. Повышение мотивации к обучению и получению новых знаний.

В соответствии с общей классификацией активных методов обучения, их принято делить на две обширные группы: групповые и индивидуальные. Более подробная классификация включает следующие методы:

  • дискуссионные
  • игровые
  • тренинговые
  • рейтинговые
Замечание 1

При организации образовательного процесса педагог может использовать как один метод активного обучения, так и их комбинацию. Успешность зависит от соотношения методов обучения и поставленной образовательной задачи.

Наиболее распространенными активными методами обучения являются:

  1. Презентация – представляет собой демонстрацию слайдов, созданных с помощью мультимедийных устройств. Является одним из простых, доступных, привлекательных и интересных методов.
  2. Кейс-технологии – являются относительно новым методом обучения, используется педагогами с прошлого века. Данный метод представляет собой комплекс смоделированных или реальных ситуаций, решение которых требует наличия у учащихся определенных знаний и умения оперировать ими в поиске решений. Кейс может содержать задания, которые имеют только одно верное решение, либо несколько решений и многогранность их обоснования.
  3. Проблемная лекция – значительно отличается от традиционной лекции, где учащийся – это пассивный слушатель, в ней педагог преподносит учащимся знания не в готовом виде, а в форме вопросов, утверждений, учебных проблемы. Решения и правила, учащиеся выводят сами. Данный метод является достаточно сложным, так как требует от учащихся определенного опыта логических рассуждений.
  4. Дидактические игры – основаны на строгой регламентации, в отличие от деловых игр не предусмотрена выработка логической цепочки, необходимой для поиска решения или ответа.
  5. Игровые методы, в зависимости от выбранной игры, могут быть отнесены и к интерактивным методам обучения.
  6. Баскет-метод – в основе данного метода лежит имитация определенной ситуации. Например, учащемуся необходимо взять на себя роль гида и провести для других учащихся и педагога экскурсию по музею. Главной задачей данного учащегося является собрать достаточное количество необходимой информации по каждому экспонату и донести ее до слушателей.
«Активные и интерактивные методы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Интерактивные методы обучения

Замечание 2

Интерактивные методы обучения предусматривают следующую схему взаимодействия: «педагог = учащийся» и «учащийся = учащийся», то есть в данном случае к обучению учащихся привлекает не только учитель, но и они сами в процессе взаимодействия между собой. Роль педагога заключается в оказании помощи учащимся и создании условий для появления инициативы у детей.

Задачами интерактивных методов обучения являются:

  • Овладение учащимися навыков самостоятельного поиска необходимой учебной информации, ее анализ и обобщение.
  • Обучение учащихся работе в команде.
  • Формирование и высказывание собственного мнения, посредством опоры на конкретные научные факты.

Методами и приемами интерактивных методов обучения являются:

  1. Мозговой штурм – предусматривает постановку педагогом проблемного вопроса, задача учащихся за определенный промежуток времени высказать как можно больше предположений и идей. По истечении отведенного времени учащиеся осуществляют анализ предложенных идей, выбирая одну, наиболее эффективную и действенную на их взгляд.
  2. Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы – педагогом задается определенная мини-тема, учащиеся по ней осуществляют поиск ключевых слов и проблем.
  3. Интерактивные учебные занятия с использованием ИКТ – занятия с проведением онлайн-тестирования, работы с электронными ресурсами (учебники, методички и т.д.), обучающими программами и т.д. Чаще всего данные методы обучения применяются в рамках дистанционного образования.
  4. Круглый стол в форме дискуссии или дебатов – групповой интерактивный метод обучения, предусматривающий коллективное обсуждение учащимися проблем, идей, предложений и т.д., с целью совместного поиска решения.
  5. Деловые игры, включающие в себя ролевые, луночные и имитационные – чаще всего используются в начальных классах. Игровые методы обучения предусматривают проецирование реальной ситуации в игровую форму. Во время игры учащиеся имеют возможность «примерить» на себе роль, «прожить» ситуации и тем самым, найти решение проблемной ситуации, закрепить и расширить свои знания и умения.
  6. Аквариум – один из видов деловой игры, организованной по типу реалити-шоу. Два – три учащихся обыгрывают заданную педагогом ситуацию, остальные наблюдают за ними со стороны и осуществляют анализ их действий.
  7. Методы проектов – самостоятельная разработка учащимися проекта по заданной теме, последующее его представление и защита перед другими учениками.
  8. BarCamp, или антиконференция - в рамках данного метода учащиеся принимают активное участие в конференции, при этом они одновременно являются и её организаторами. Во время конференции учащиеся выступают с докладами, презентациями, идеями и т.д., по заранее выбранной теме. Подготовку к выступлению они осуществляют самостоятельно.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Замечание 3

Таким образом, активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС, — научить ребенка учиться.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot