Сущность и основные категории обучения
В современной педагогике устоявшаяся позиция относительно понятий образования и воспитания, заключатся в том, что:
- обучение и воспитания являются подсистемами единого образовательного процесса;
- обучение и воспитание являются составляющими процесса социализации;
- обучение затрагивает интеллектуальную сторону человека, а воспитание – эмоционально-практическую;
- обучение и воспитание – дополняющие друг друга процессы.
Содержание обучения – это определенный объем информации, который может быть использован в процессе обучения.
Всю совокупность учебной информации определяет социальный заказ образовательной системы со стороны личности, общества и государства, который может приспособиться к условиям рассматриваемой образовательной системы на каждом историческом этапе.
Содержание общего образования предоставляет человеку возможность принимать участие в социальной и непрофессиональной деятельности, формируя гражданскую позицию, отношение к миру и понимание своего места в мире.
Содержание обучения предполагает выполнение следующих основных требований:
- дидактическая обработка учебных материалов, адаптация их под условия обучения;
- психологизация содержания обучения под которой подразумевается, что отбирая учебную информацию, необходимо учитывать ряд психологических особенностей учащихся, их возрастные особенности и уровень подготовки;
- обеспечение связи теории и практики обучения и воспитания;
- соответствие содержания обучения социальным целям развития человека.
В современной дидактике цель обучения формулируется целостной совокупностью нескольких задач:
- усвоить определенный объем знаний о себе, о других людях и о природе;
- развивать способности учеников, их мышление, логику, память, воображение, чувства, волю, а также познавательные и практические умения;
- овладеть профессиональными знаниями по выбранной специальности, подготовить к творческой работе по своей профессии;
- развивать культурные потребности, гражданские, нравственные, эстетические мотивации и интересы.
Раньше в качестве основной цели обучения и воспитания рассматривали подготовку специалиста, который может работать на благо государства и общества, сегодня акценты сместились на личностную самореализацию индивида. Данные изменения помогают воссоединять современное российское образование и мировую гуманистическую традицию воспитания.
Национальная специфика российской культуры и образования – особое внимание к внутреннему миру людей, их индивидуальной нравственной позиции.
Отказываться от обозначенных целей воспитания в современной России нет никаких оснований, необходимо только создать условия для их осуществления.
Носители содержания образования
Носителями содержания образования являются основополагающие педагогические документы, в которых содержится основное содержание образования и его цели.
Стандарты образования устанавливает государство, определяя таким образом обязательный минимум знаний по каждому предмету преподавания.
В них указан объем времени обучения, список изучаемых дисциплин, дидактические единицы, определяющие минимум содержания каждого из них. Перечень дисциплин подразделяют на несколько циклов: социально-гуманитарный, естественно-научный, специальный и пр.
Стандарт представляет собой исходную и наиболее стабильную часть содержания обучения, на которой основано все его содержание.
Учебные планы составляются на базе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях учебного заведения. Чтобы упорядочить эту работу, обычно государством предлагается для однотипных учебных заведений типовой учебный план, на базе которого и будут разработаны собственные рабочие планы.
Учебную программу осуществляют по каждому предмету, входящему в учебный план, на основании Госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Основная часть программы состоит из перечня подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, которые включают содержание каждой темы. Также программы содержат информацию о формах изучения курса и формах контроля.
Учебник содержит подробное отражение содержания образования по конкретному предмету. Его создают в соответствии со стандартом и программой по рассматриваемой дисциплине, что обычно может быть удостоверено соответствующим грифом государственного надзорного органа.
Любой вопрос теории и практики обучения относят к дидактике.
Дидактика – это часть педагогической науки, занимающаяся исследованием закономерностей, путей и средств обучения, воспитания и развития личности.
Современная дидактика характеризуется следующими особенностями:
- методологическая основа системы представлена объективными закономерностями философии, доминирующим в ней является системно-структурный подход;
- сущность обучения не может быть сведена к передаче готовых знаний или к самостоятельному преодолению трудностей. Современная дидактика стремится достичь разумного рационализма;
- изменился подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составление учебных курсов;
- внедрение технологизации обучения и образования. Накопленный опыт и знания позволили сделать вывод: невозможно создать универсальную систему обучения, так как необходима гибкая система отдельных технологий, которые специально создаются, чтобы решать конкретные проблемы.