Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и практика обучения

Сущность и основные категории обучения

В современной педагогике устоявшаяся позиция относительно понятий образования и воспитания, заключатся в том, что:

  • обучение и воспитания являются подсистемами единого образовательного процесса;
  • обучение и воспитание являются составляющими процесса социализации;
  • обучение затрагивает интеллектуальную сторону человека, а воспитание – эмоционально-практическую;
  • обучение и воспитание – дополняющие друг друга процессы.
Замечание 1

Содержание обучения – это определенный объем информации, который может быть использован в процессе обучения.

Всю совокупность учебной информации определяет социальный заказ образовательной системы со стороны личности, общества и государства, который может приспособиться к условиям рассматриваемой образовательной системы на каждом историческом этапе.

Содержание общего образования предоставляет человеку возможность принимать участие в социальной и непрофессиональной деятельности, формируя гражданскую позицию, отношение к миру и понимание своего места в мире.

Содержание обучения предполагает выполнение следующих основных требований:

  • дидактическая обработка учебных материалов, адаптация их под условия обучения;
  • психологизация содержания обучения под которой подразумевается, что отбирая учебную информацию, необходимо учитывать ряд психологических особенностей учащихся, их возрастные особенности и уровень подготовки;
  • обеспечение связи теории и практики обучения и воспитания;
  • соответствие содержания обучения социальным целям развития человека.

В современной дидактике цель обучения формулируется целостной совокупностью нескольких задач:

  • усвоить определенный объем знаний о себе, о других людях и о природе;
  • развивать способности учеников, их мышление, логику, память, воображение, чувства, волю, а также познавательные и практические умения;
  • овладеть профессиональными знаниями по выбранной специальности, подготовить к творческой работе по своей профессии;
  • развивать культурные потребности, гражданские, нравственные, эстетические мотивации и интересы.
«Теория и практика обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Раньше в качестве основной цели обучения и воспитания рассматривали подготовку специалиста, который может работать на благо государства и общества, сегодня акценты сместились на личностную самореализацию индивида. Данные изменения помогают воссоединять современное российское образование и мировую гуманистическую традицию воспитания.

Национальная специфика российской культуры и образования – особое внимание к внутреннему миру людей, их индивидуальной нравственной позиции.

Отказываться от обозначенных целей воспитания в современной России нет никаких оснований, необходимо только создать условия для их осуществления.

Носители содержания образования

Носителями содержания образования являются основополагающие педагогические документы, в которых содержится основное содержание образования и его цели.

Стандарты образования устанавливает государство, определяя таким образом обязательный минимум знаний по каждому предмету преподавания.

В них указан объем времени обучения, список изучаемых дисциплин, дидактические единицы, определяющие минимум содержания каждого из них. Перечень дисциплин подразделяют на несколько циклов: социально-гуманитарный, естественно-научный, специальный и пр.

Стандарт представляет собой исходную и наиболее стабильную часть содержания обучения, на которой основано все его содержание.

Учебные планы составляются на базе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях учебного заведения. Чтобы упорядочить эту работу, обычно государством предлагается для однотипных учебных заведений типовой учебный план, на базе которого и будут разработаны собственные рабочие планы.

Учебную программу осуществляют по каждому предмету, входящему в учебный план, на основании Госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Основная часть программы состоит из перечня подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, которые включают содержание каждой темы. Также программы содержат информацию о формах изучения курса и формах контроля.

Учебник содержит подробное отражение содержания образования по конкретному предмету. Его создают в соответствии со стандартом и программой по рассматриваемой дисциплине, что обычно может быть удостоверено соответствующим грифом государственного надзорного органа.

Любой вопрос теории и практики обучения относят к дидактике.

Определение 1

Дидактика – это часть педагогической науки, занимающаяся исследованием закономерностей, путей и средств обучения, воспитания и развития личности.

Современная дидактика характеризуется следующими особенностями:

  • методологическая основа системы представлена объективными закономерностями философии, доминирующим в ней является системно-структурный подход;
  • сущность обучения не может быть сведена к передаче готовых знаний или к самостоятельному преодолению трудностей. Современная дидактика стремится достичь разумного рационализма;
  • изменился подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составление учебных курсов;
  • внедрение технологизации обучения и образования. Накопленный опыт и знания позволили сделать вывод: невозможно создать универсальную систему обучения, так как необходима гибкая система отдельных технологий, которые специально создаются, чтобы решать конкретные проблемы.
Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot