Целевое назначение начального литературного образования
Начальное литературное образование – это первый этап освоения детьми основ литературы, знакомства с ее жанрами, ориентированный на развитие речи и навыков чтения, формирование представлений об устройстве окружающего мира.
Начальное литературное образование является фундаментом литературного развития ребенка. Именно в это время происходит:
- Формирование мотивации к чтению;
- Знакомство с литературой, как с учебной дисциплиной;
- Реализация принципа творческой направленности учебного процесса;
- Формирование читательских и литературно-творческих мотивов дальнейшей деятельности младшего школьника;
- Осознание учащимся своей причастности к учебному процессу и причастности к литературному творчеству.
Начальное литературное образование реализуется в образовательной программе школы в виде дисциплины «литературное чтение». Эта дисциплина является одной из основных в общеобразовательной программе.
Что касается начального литературного образования, то оно нацелено на обеспечение условий или создание фундамента для двустороннего литературного развития младших школьников. Такое развитие предполагает:
- Становление младшего школьника реальным читателям т.е. тем, кто способен полноценно воспринимать литературное произведение, анализировать его.
- Формирование у младших школьников творческих литературных навыков.
Содержание литературного образования в начальной школе определяется исходя из его целевого назначения. Оно основано на чтении разнообразных литературных произведений, которые отвечают требованиям развивающего обучения, содержат в себе философский, этический, исторический, литературный и литературоведческий компоненты и учитывают возрастную специфику восприятия учащихся литературных произведений.
На уроках литературного чтения происходит формирование фундамента для развития читательских навыков на последующих этапах обучения, прививается культурное восприятие литературного произведения, развиваются элементарные навыки чтения и восприятия литературы, формируется читательская компетентность младшего школьника.
Начальное литературное образование помогает детям постичь красоту литературного слова, поэзии, оценить образность литературного слова, развить воображение, чтобы перенестись в мир автора и его героев, прочувствовать тот мир и его особенности. Постепенно, у учащихся развивается любовь к чтению и потребность в нем.
Уроки литературного чтения строятся на основе решения ряда важных задач начального литературного обучения. К ним относятся:
- Развитие у учащихся техники чтения, навыков восприятия текста и проведения его анализа.
- Знакомство с человеческими отношениями, устройством мира и его особенности через чтение литературных произведений.
- Расширение словарного запаса учащегося.
- Формирование навыков устной и письменной речи младшего школьника.
- Развитие навыков коммуникативного культурного взаимодействия.
- Развитие понимания литературного творчества, художественности литературы, посредством применения литературного анализа, выразительного слова, отдельных теоретических понятий и категорий.
- Развитие эмоциональной сферы личности младшего школьника, посредством развития умения выражать свое отношение к прочитанному.
- Развитие патриотических, нравственных, эстетических качеств личности, формирования основ культурного поведения.
Рисунок 1. Литературное чтение в начальной школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно, из вышеизложенного, начальное литературное образование ориентировано не только на достижение конкретных целей в освоение литературы, но и на всестороннее гармоничное развитие личности младшего школьника.
Содержание начального литературного образования
Содержание начального литературного образования состоит из следующих компонентов:
- Читательские и речевые навыки. Они являются ведущим компонентом образовательного процесса на начальном стадии. Дети должны развить навыки восприятия литературного текста и уметь с ним взаимодействовать. Если учащему дадут какое-то задание в отношении данного текста, то он должен найти способ его выполнения. Сюда входят аналитические навыки, умение сравнивать, находить конкретные объекты, формировать в сознании образы литературных героев, моделировать ситуации из текста, находить причинно-следственные связи в произведении, улавливать настроение и чувства автора, динамику развития сюжета. Конечно, все эти навыки кажутся сложными для освоения, но на самом деле предпосылки их формирования заложены в интеллектуальной работе каждого детского организма и освоить их не составляет особого труда. Главное использовать целесообразные приемы и методы.
- Знания о способах деятельности и об объекте восприятия т.е. о художественном произведении. в начальной школе, у ребенка формируется понимание слова, как основы построения художественного текста. В литературных произведениях используются метафоры, эпитеты, олицетворения, синонимы, омонимы и т.д. также, ребенок учится соотносить реальность с художественным вымыслом, выделять композицию литературного произведения, посредством которой автор выражает свою идею и чувства. Постепенно, ребенок постигает природу словесного образа.
- Методы анализа художественного произведения. Познание этих методов актуально именно на этапе начального литературного образования, поскольку учащийся познает, какие действия необходимо совершить для эмоционального восприятия текста и его полноценного понимания.
- Формирование опыта эмоциональной оценки мира. Произведение должно затронуть чувства читателя, вызвать у него определенное отношение к его героям и автору. Поэтому, ребенка необходимо обучить способам эмоционального восприятия литературного произведения и навыкам формулирования собственных высказываний, взглядов на те или иные литературные ситуации, поведение героев и т. д.