Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование этических игр в практике воспитания в начальной школе

Игра как средство педагогического воздействия

Определение 1

Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотивы которой состоят не в ее результате, а в самом процессе.

Современное общество требует образованных, нравственных и предприимчивых людей. Задачей учителя является научить детей мыслить и рассуждать, творчески решать проблемы. Особенно актуальна данная задача для учителей начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте идет заложение способов учебной работы.

Дети проводят большую часть времени в игре, в связи с чем, игровая деятельность рассматривается и в качестве одного из средств педагогического воздействия. Игра – необходимое условие для протекания нормального физического, психического и интеллектуального развития школьников. Вместе с тем игра дает возможность целенаправленно разрешить ряд задач учебно-воспитательной деятельности. Игрой стимулируется познавательный интерес, вносится живая струя творчества в любое коллективное дело. Игра младших школьников трансформируется по форме и содержанию, но все еще занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью. Игровые технологии – составная часть любой педагогической технологии.

На сегодняшний день игровые технологии все еще остаются инновационными в системе российского образования и переживают стадию своеобразного расцвета. Интерес к игре в настоящее время вызывается развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, которое обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. В связи с этим использование игр предполагает знание педагогом целей, реализуемых в игровой деятельности, умение педагога ориентироваться в играх, их классификации и сознательном их применении в обучении и воспитании школьников.

Использование игр в учебной деятельности помогает педагогу в реализации дидактических, воспитывающих, развивающих и социализирующих целей. Игры расширяют кругозор детей, формируя практические умения и навыки, способствуя развитию универсальных учебных действий, позволяя формировать умение находить пути решения поставленных задач. Игры воспитывают сотрудничество и самостоятельность.

Чаще всего в образовательной деятельности используют ролевые игры.

«Использование этических игр в практике воспитания в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Ролевая игра – это игра обучающего или развлекательного назначения, тип драматического действа, участники которого осуществляют действия в рамках избранной роли, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.

Действия участников игры считают успешными или не успешными в зависимости от принятых правил. Сам процесс игры – моделирование группой людей определенной ситуации. Каждый ведет себя, как считает нужным в рамках особенностей своего персонажа.

Иными словами, сюжетно-ролевые игры – это своего рода школа социальных отношений. Именно в игровых условиях дети без принуждения взрослого будут осваивать нормы поведения. В игре ребенок может примерить на себя разные роли: и хорошего ученика и непослушного. Играя, он воспринимает своего персонажа со стороны, то есть в качестве человека, желающего узнать, как правильно себя вести в той или иной ситуации. На основании этого разработана отдельная категория игр – этические игры.

Специфика этической игры и ее структурные особенности

Этические игры дают возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу детей. В них преобладает творческо-ролевое начало, позволяющее воспроизводить в условных ситуациях характеристику поведения людей или проблемную ситуацию, предусматривающую нравственный выбор.

Яновской М.Г. были описаны следующие типы этических игр:

  • игры-драматизации по подготовленному тексту – для них подбирают небольшие литературные тексты с ярко выраженной ключевой идеей. После небольших репетиций литературный материал разыгрывают в лицах;
  • игры-драматизации проблемно-поискового характера – предполагают ситуации разного уровня сложности, в которых ученикам необходимо найти выход из сложившегося положения;
  • игры-пантомимы – иллюстрируют ситуации нравственного содержания, что помогает школьникам эмоционально осознавать и внутренне принимать или осуждать ту или иную поведенческую модель. Целью пантомимы является демонстрация душевного состояния всех героев произведения;
  • игры-ассоциации – предоставляют детям возможность высказывать собственные суждения и оценки каких-либо нравственных качеств, сравнивая их с конкретными образцами;
  • игры-оценки – базируются на оценочно-аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера;
  • игры-шутки – настраивают учащихся на миролюбивое обсуждение каких-то недостатков, внося в серьезный разговор естественную непринужденность;
  • рассказы-эмоции – обсуждение литературного сюжета или рассказа с ярко выраженной идеей и содержанием, способным вызывать сильный эмоциональный отклик;
  • сказки-были – их сюжетной канвой выступают настоящие факты и события. Привлекательность данного типа игр заключается в остроте и актуальности сказочного сюжета, который вызывает у школьников смешанные чувства: удивление и сопереживание, раскаяние и стремление к пересмотру поведенческой линии.

Этические игры особенно хорошо вписываются в уроки литературного чтения. Хорошей содержательной основой для игр-драматизаций выступают добрые и поучительные рассказы В.А. Осеевой. Посредством интонаций, мимики, движений можно разыграть любое произведение этого автора и помочь глубокому его эмоциональному восприятию.

Используя этические игры, как методические приемы, можно сформировать в коллективе детей привычку морально оценивать поступки с точки зрения доброжелательности и уважения друг к другу. Дети систематически получают ряд нравственных знаний и представлений, попадая в разные жизненные ситуации, способствующие эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot