Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы и формы экологического воспитания

Определение понятия экологическое воспитания

Экологическое воспитание – это привитие морально-нравственных категорий, который отвечают за формирование у человека бережного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, так как именно в этот момент у человека закладывается набор основных нравственных ценностей.

Замечание 1

В рамках экологического воспитания ребенок знакомится с основными представлениями о природе, осознает, что он является частью этой природы, и что люди несут ответственность практически за все, что происходит на нашей планете. Ребёнок должен научиться бережно относиться к окружающей среде. Эти цели и задачи как раз и реализуются в рамках экологического воспитания.

Формы экологического воспитания

Существуют следующие формы экологического воспитания:

  • образовательная деятельность
  • экскурсии
  • тематические праздники
  • знакомство с природой в повседневной жизни
  • трудовая деятельность
  • выставки, конкурсы, олимпиады

Образовательная деятельность - это ведущий метод ознакомления учащихся с природой и окружающим миром. В процессе образовательной деятельности педагог систематически дозировано предоставляет знания о явлениях и предметах природы детям, учитывая их возраст, психологические особенности и специфику местности, в которой дети живут.

Занятия могут иметь несколько разновидностей:

  • ознакомительные уроки
  • обобщающие уроки
  • углубленно-познавательные уроки

На ознакомительных уроках учащиеся могут познакомиться с различными видами животных, растений и явлениями природы, которые не встречаются в их местности. В процессе занятия учитель прибегает к использованию большого количества наглядных пособий. Они помогают сформировать у учащихся правильные представления о теме урока.

«Методы и формы экологического воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Во время обобщающего урока дети учатся обобщать свои знания касаемо некоторых природных явлений и предметов. В процессе этого занятия дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Во время углубленно-познавательного урока дети расширяют свои знания относительно тех явлений, которые они видят каждый день в повседневной жизни. Педагог восполняет имеющуюся информацию новыми сведениями.

Экскурсии занимают особое место процессе экологического воспитания. Вовремя уроков-экскурсий дети в натуральной обстановке могут познакомится с природными явлениями. Целесообразно проводить экскурсии в одни и те же местах в разное время года, для того, чтобы дети могли заметить сезонные природные изменения.

Весьма интересными для детей и взрослых являются тематические праздники. Они могут быть посвящены какому-то времени года, природным явлениям, животным и др. Особенность этой формы работы заключается в том, что на нее у детей формируется положительный отклик в сознании.

В дошкольном учреждении во время ежедневных прогулок педагог знакомит детей с природными явлениями и материалами, например, дети играют в песок, со снегом, с опавшими листьями.

Трудовая деятельность занимает особое место в процессе экологического воспитания. Трудовая деятельность является увлекательной для детей, она может проходить в саду, на огороде или в цветнике. Дети могут сажать семена, поливать растения, удалять сорняки, собирать урожай. Любая трудовая деятельность воспитывает в детях любовь к труду, самостоятельность, а в процессе экологического воспитания кроме этого идёт формирование ответственности за окружающую природу.

Дети могут принимать участие в различных конкурсах и викторинах, где они могут продемонстрировать свои знания о предметах и явлениях природы, так же дети могут делать поделки из природных материалов.

Методы экологического воспитания

Основные методы экологического воспитания включают в себя:

  • наглядные (наблюдение, наглядный материал,
  • практические (моделирование, опыты, эксперименты, игры)
  • словесные (рассказы педагога, литературные произведения, беседы о природе)

Наглядные методы в экологическом воспитания

Наблюдение – это восприятие детьми предметов и явлений природы, этот процесс имеет определенную цель. Наблюдение показывает детям природные явления в естественных условиях. Наблюдения могут быть регулярными и длительными или эпизодическими, в зависимости от поставленных задач.

Для того что бы дети формировали представления о явлениях природы, которые они не могут в силу определенных обстоятельств наблюдать в реальной жизни, педагог использует наглядный демонстрационный материал (картинки, фотографии, модели, видео).

Практические методы в экологическом воспитании

Моделирование как метод ознакомления ребенка с природой предполагает составление схемы того явления, которое необходимо изучить. В этом случае происходит замещение реальных предметов схемами и знаками.

Для осознания некоторых природных явлений для детей часто проводят демонстрационные несложные опыты. Опыты помогают детям сформировать интерес к природе и ее явлениям. У детей развивается наблюдательность, они учатся делать выводы на основе увиденного.

Особое место в воспитании детей отводится играм. В реализации экологического воспитания применяются:

  • дидактические игры, их цель - уточнять, расширять, обобщать знания детей о природе
  • настольные игры, их цель – систематизировать и классифицировать знания о природе
  • словесные игры – закрепляют имеющиеся знания
  • подвижные игры – так же закрепляют знания
  • соревновательные игры
  • игры-путешествия

Словесные методы в экологическом воспитании

Широко используются в экологическом воспитании и словесные методы. Воспитатель чаще всего использует рассказ во время прогулок, экскурсий, занятий. Дети узнают новую информацию через рассказ. Готовя рассказ для детей, педагог должен в основном использовать знакомые детям слова, а незнакомые понятия объяснять.

Велика роль и художественной литературы о природе в процессе экологического воспитания. После того как дети познакомились с содержанием книги, педагог должен провести беседу по прочитанному.

Метод беседы широко используется в экологическом воспитании. Существуют следующие виды бесед:

  • установочные (их цель - привлечь внимания детей, вспомнить приобретенные ранее знания)
  • эвристические (представляют собой обсуждение, строится на полуденных ранее знаниях, знания расширяются и углубляются)
  • итоговые (систематизация знаний)

Проектные методы в экологическом воспитании

Благодаря проектам дети получают возможность самостоятельно получать знания. Ребенок выступает в роли исследователя. Проектная деятельность может быть реализована в следующих формах:

  • марафоны, викторины, КВН
  • экологические акции
  • экологические карты, стенгазеты
  • театрализация по экологическим тематикам
  • изготовление кормушек и др.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot