Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические методы педагогического исследования

Понятие метода педагогического исследования

Определение 1

Метод педагогического исследования – это способ познания объектов и процессов педагогической действительности, ориентированный на получение научных данных о связях, закономерностях, признаках, отношениях, исследуемого объекта или процесса, выявление конкретных зависимостей и построение научных теорий.

Педагогическое исследование имеет важное значение для развития педагогической науки. Они позволяют создать теоретический фундамент функционирования педагогического процесса, выявить его динамику и разработать практические рекомендации эффективной реализации научно-педагогической деятельности.

Методы педагогического исследования используются педагогической наукой для получения информации о законах функционирования и специфике конкретного педагогического процесса или явления. Они дают представления о его динамике и функциональной роли. Кроме того, они позволяют изучить педагогический опыт и найти ему практическое применение в современных педагогических условиях.

Методы педагогического исследования подразделяются на три большие группы, исходя из характера его проведения:

Виды теоретических методов педагогического исследования

Определение 2

Теоретические методы педагогического исследования – это способы получения научных данных, формирования концепций и теорий педагогической науки, отражающих закономерности существования различных объектов и процессов педагогики, их связи и зависимости.

Теоретические методы педагогического исследования составляют его фундамент, поскольку на их основе формируются концептуальные основы педагогического процесса и теоретическая база педагогической науки.

К основным теоретическим методам педагогического исследования относятся:

  • Анализ – разделение исследуемого объекта на составные компоненты с целью выявления его устройства и особенностей отдельных частей, составляющих целостную систему.
  • Синтез – объединение отдельных компонентов педагогической действительности или отдельного педагогического процесса в единое целое и исследование его целостных параметров развития и функционирования.
  • Сравнение – сопоставление отдельных педагогических объектов, процессов, явлений, их признаков и функций для выявления общих черт и различий на основе определенных критериев сравнения.
  • Ранжирование – выявление существенных параметров исследуемого объекта и отброс несущественных. Оно используется для отделения второстепенных факторов, оказывающих воздействие на развитие того или иного педагогического процесса, объекта или явления.
  • Обобщение – подведение итогов исследования, затрагивающих существенные признаки педагогических объектов, процессов или явлений.
  • Абстрагирование – отделение определенного свойства объекта педагогического исследования от него самого и его других свойств. Педагогическое исследование методом абстрагирования используется для рассмотрения реальных свойств, связей, признаков и отношений исследуемого объекта или процесса. Реализуется путем исследования архивной документации образовательного учреждения, института, научной литературы.
  • Методы логических обобщений. Они включают в себя исследования общих свойств объекта и их перевод на частные характеристики т.е. метод индукции и, исследование частных характеристик изучаемого объекта и их перенос на общие его параметра т.е. метод дедукции.
  • Моделирование – это создание образа, прототипа признаков, свойств, отдельных характеристик и целостного объекта и их исследование в приближенных к реальности условиям. Педагогическая модель должна адекватно отображать параметры исследуемого предмета педагогической действительности, быть способной заменить реальный объект и отразить новые пути использования исследуемого объекта в реальном педагогическом процессе.
«Теоретические методы педагогического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Метод моделирования в педагогическом исследовании

Педагогическое моделирование основывается на исследовании не реального объекта педагогики, а его образа, т.е. исследуется созданный прототип, итоговые параметры исследования которого, становятся реальными характеристиками объекта исследования т.е. переносятся на него. Естественно, что их достоверность и целесообразность должны быть подтверждены в ходе исследования.

Моделирование отображает исследуемый педагогический объект или процесс через комплекс целенаправленных действий исследователя т.е. построение модели, ее анализ, сравнение его данных со свойствами реального объекта, исправление модели или ее отдельных характеристик, проверку итогов моделирования.

Моделирование в педагогическом исследовании ориентировано на достижение следующих целей:

  • Эвристическая цель – формулирование новых законов и теорий педагогики, их группировка, обозначение, формулирование и представление новой научной информации, касающейся конкретного педагогического объекта, процесса или явления.
  • Экспериментальная цель – модель помогает проверить гипотезу педагогического исследования.
  • Вычислительная цель – отражение количественных параметров различных объектов и процессов педагогики, изменение их количественных характеристик в динамике, отражение количественных аспектов функционирования педагогического процесса.

Посредством использования метода моделирования удается получить целостное представление о закономерностях исследуемого предмета и его функционировании в определенных условиях и обстоятельствах, при воздействии различных внешних и внутренних факторов. Объект педагогического исследования, благодаря моделированию, удается представить в разных условиях и обстоятельствах социального и педагогического пространства, исследовать изменение его сущностных признаков, их связей и отношений, составить полную картину развития того или иного объекта, процесса или явления педагогики.

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot