Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тематическое планирование

Определение 1

Тематическое планирование — это способ перспективной разработки обучения конкретному учебному предмету в течение учебного года, для обеспечения его целенаправленности и систематичности.

Значение тематического планирования

При подготовке к уроку педагог в первую очередь формулирует учебную задачу. Постановка задачи является ответственным моментом, так как она во многом зависит от понимания педагогом того, какое место и значение занимает данный урок во всей система обучения. Это необходимо для того, чтобы решение задач уроков постепенно работало на достижение общих образовательных результатов.

Определить педагогу место урока в системе, позволяет тематическое планирование и учебная рабочая программа.

Замечание 1

Тематическое планирование представляет собой перспективную разработку процесса освоения учебной дисциплины в течение учебного года.

В настоящее время существует достаточно количество способов оформления тематического планирования. Минимизированный вариант тематического планирования – последовательное перечисление тем уроков внутри больших разделов, которые соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение данной дисциплины, с выделением уроков, направленных на повторение, обобщение и контроль. При таком оформлении педагог наглядно видит разбивку учебного содержания и порядок его изучения.

Еще одним видом тематического планирования является календарно-тематическое планирование, которое предусматривает добавление графы с датой проведения урока. Это очень важно, особенно если у педагога в каком-либо классе урок проходит один раз в неделю и именно он выпадает на праздничный день месяца. Таким образом, может быть «потерян» ни один, а несколько уроков за год. Наглядно видя эту ситуацию, педагог имеет возможность ее предотвратить, путем изменения планирования.

«Тематическое планирование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, тематическое планирование помогает педагогу контролировать темп обучения и выполнения учебной программы.

Однако, тематическое планирование сосредоточено на порядке изучения учебного содержания дисциплины, в то время как обучающие цели отходят на второй план. Для того, чтобы избежать данного противоречия необходимо использовать расширенное тематическое планирование.

Замечание 2

Таким образом, тематическое планирование направлено на определение наиболее оптимальных путей реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций педагогического процесса, в система уроков и внеурочных занятий по конкретно теме или разделу.

В данную систему могут входить уроки различного вида и типа, в зависимости от поставленной дидактической цели, а также иные формы организации внеурочной и внеклассной работы обучающихся.

Успешность тематического планирования во многом зависит от того насколько ясно и точно педагог представляет для себя, что именно должно быть усвоено учащимися, с чем их нужно познакомить и в какой последовательности. Именно поэтому тематическое планирование составляется на основании предварительно изученной учебной программы и образовательных стандартов. Все уроки в тематическом плане должны быть взаимосвязаны между собой. То есть это должна быть система, а не случайный набор уроков.

Только при осуществлении такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого урока, включенного в тематический план.

Схема тематического планирования

Одной из наиболее успешных и аргументированных схем тематического планирования была схема, предложенная отечественным педагогом М. И. Махмутовым.

Примерная схема тематического планирования:

  1. Название темы:

    • Общая дидактическая цель урока или раздела учебных занятий.
    • Тип учебных занятий (уроков или урока).
    • Репродуктивные и продуктивные методы обучения.
    • Основные источники информации и оборудование урока.
    • Система контрольных и проверочных уроков (виды контрольных работ).
  2. Актуализация:

    • Система опорных занятий и способов действий при их проведении.
    • Типы и виды самостоятельных работ.
  3. Формирование новых способов действий и понятий:

    • Знакомство с новыми способами действий и понятиями.
    • Ознакомление с основными и второстепенными проблемами по изучаемой теме.
    • Типы и виды самостоятельных работ.
  4. Формирование, на основании полученных знаний, новых умений и навыков:

    • Определение типов и видов самостоятельных работ.
    • Установление межпредметных связей.
  5. Домашнее задание:

В основе данной схемы тематического планирования положена дидактическая структуры урока, компоненты которой включают в себя элементы понятий, знаний, способы действий, виды и типы самостоятельных работ, т. е. содержание и методы обучения.

Предложенная М. И. Махмутовым схема тематического планирования не является педагогической догмой, а всего лишь дает педагогу необходимое направление для самостоятельного творческого поиска способов и приемов организации образовательного процесса. Данную схему можно взять за основу, а содержание ее сделать на свое усмотрение, в соответствии с образовательной целью и задачами, а также в зависимости от педагогического мастерства учителя.

Целеустремленность педагога при составлении тематического планирования, конкретизация им ближайших задач обучения и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа его творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после того как дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot