Сущность проблемного обучения на дошкольном образовательном этапе
Технология проблемного обучения – это совокупность методов и приемов обучения, предполагающих создание в образовательном процессе поисковых, проблемных ситуаций, в ходе решения которых происходит получения знаний и усвоение навыков учащимися.
Данные технологии находят широкий спектр применения в дошкольном образовательном процессе. Это способствует всестороннему развитию детей разных возрастов и уровней развития. У них формируется мотивация к познавательной работе и активизируются коммуникативные навыки. При том, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, технологии проблемного обучения находят свое воплощение в различных видах игр.
Проблемная ситуация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Проблемная ситуация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность проблемного обучения, при его применении в ДОУ, заключается в том, что, посредством него:
- Формируется познавательная ситуация в образовательном процессе ДОУ.
- Реализуется опора на ранее усвоенные знания и навыки детей.
- Осуществляется поиск информации, а соответственно, формируется навыки оперирования различными информационными ресурсами.
- Формируется осведомленность об устройстве мира и взаимодействия с ним на основах доверия доброты.
- Реализуется побуждение детей к операциям сравнения, сопоставления, выявления сходных и отличительных черт различных объектов.
- Осуществляется объяснение тех аспектов мироустройства, которые не удается объяснить иным путем.
Все это отражает актуальность использования проблемного обучения на дошкольном этапе развития и вариативность методов и приемов проблемного обучения, входящих в образовательный процесс ДОУ.
Рисунок 2. Особенности проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основы построения проблемного обучения в образовательном процессе ДОУ
Проблемные ситуации в образовательном процессе ДОУ начинаются с постановки проблемной задачи. Педагог стремится мотивировать детей к познанию, к действию.
В основе разработки проблемной ситуации в ДОУ реализуется опора на следующие методические приемы:
- Противоречие. Детям необходимо показать наличие того или иного противоречия, которое они должны сами разрешить;
- Вариативность решений. Формируется несколько вариантов решения поставленной задачи. Дети, должны уяснить, что может иметься несколько вариантов решения. При этом наиболее оптимальным является один вариант;
- Побуждение к действию. Данный прием основан на мотивации к сравнению, обобщению, сопоставлению, имеющихся данных, а также, логическое обоснование действий;
- Исследовательские приемы. В каждой проблемной ситуации должны содержаться исследовательские направления деятельности, приемы экспериментирования;
- Дидактические принципы. Проблемные ситуации включаются в образовательный процесс последовательно, в опоре на научные данные и доступность их понимания детьми конкретного возраста;
- Объективность местоположения. Место, в котором реализуется проблемная ситуация, должно быть актуальным для ее полноценной, плодотворной реализации;
- Оригинальность ситуаций. Проблемные ситуации должны носить необычный характер, вызывать у детей положительные эмоции, яркие впечатления;
- Приемы психологического комфорта. Предполагается, что педагог контролирует психологическое состояние детей в ходе решения проблемной ситуации, контролирует адекватность ситуаций психологическому настрою детей, оценивает наличие затруднений при решении проблемных задач и оказывает своевременную помощь и поддержку.
Проблемные ситуации имеют разное содержание. Оно определяется конкретной возрастной группой детей, для развития котоых они используются.
Каждая проблемная ситуация ориентирована на развитие творческого мышления ребенка, активизации его креативного подхода к деятельности. Дети становятся исследователями и учатся применять свои знания в обыденной жизнедеятельности.
Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольников
Технологическая карта – это алгоритм решения проблемной ситуации.
Она отражает этапы действий, деятельности, которая реализуется дошкольниками и педагогом, в ходе решения проблемной ситуации.
Технологическая карта включает в себя следующие этапы деятельности:
- Постановка проблемы. Это самый первый и самый сложный этап работы. Воспитателю необходимо объяснить детям суть проблемы, а детям, постичь эту суть и осознать необходимость разрешения, имеющейся проблемы.
- Актуализация знаний и навыков. Происходит напоминание детям, что они владеют определенными знаниями и навыками, которые помогут им в решении проблемы и станут основой их деятельности.
- Постановка гипотез. На данном этапе выдвигаются варианты решения проблемы. Педагог оказывает помощь детям в формулировании этих вариантов.
- Проверка гипотез. Здесь, реализуются разные виды деятельности детей, в которых они проверяют правильность выдвинутых предположений. Как правило, используются разные виды игр, а также проводятся опытные и исследовательские работы.
- Получение нового знания. В ходе деятельности осуществляется формирование нового знания. Педагог помогает детям в его утверждении и введении в практическую деятельность.
Согласно данному алгоритму, обучение становится самостоятельным поиском знаний детьми. Дети выступают в роли открывателей знаний.
Проблемы применения проблемного обучения в образовательном процессе ДОУ
При всех положительных аспектах использования проблемного обучения, его применение в ДОУ сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:
- Большие временные затраты. Подготовка к занятиям, основанным на проблемных методах обучения, требует от педагога больших временных затрат. Это обусловлено возрастными особенностями развития дошкольников и их восприимчивостью информации, а также, большими затратами времени на мотивацию к деятельности;
- Сложности управления познавательной деятельностью воспитанников. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста не так просто поддается управлению. Требуется нахождение оптимального подхода к этому процессу;
- Необходимость активизации любознательности. Любая проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности дошкольников. Потому, необходимо выбрать адекватную ситуацию и развить ее;
- Соответствие проблемной ситуации теме обучения.