Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология проблемного обучения дошкольников в ДОО

Сущность проблемного обучения на дошкольном образовательном этапе

Определение 1

Технология проблемного обучения – это совокупность методов и приемов обучения, предполагающих создание в образовательном процессе поисковых, проблемных ситуаций, в ходе решения которых происходит получения знаний и усвоение навыков учащимися.

Данные технологии находят широкий спектр применения в дошкольном образовательном процессе. Это способствует всестороннему развитию детей разных возрастов и уровней развития. У них формируется мотивация к познавательной работе и активизируются коммуникативные навыки. При том, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, технологии проблемного обучения находят свое воплощение в различных видах игр.

<a href=Проблемная ситуация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Проблемная ситуация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сущность проблемного обучения, при его применении в ДОУ, заключается в том, что, посредством него:

  1. Формируется познавательная ситуация в образовательном процессе ДОУ.
  2. Реализуется опора на ранее усвоенные знания и навыки детей.
  3. Осуществляется поиск информации, а соответственно, формируется навыки оперирования различными информационными ресурсами.
  4. Формируется осведомленность об устройстве мира и взаимодействия с ним на основах доверия доброты.
  5. Реализуется побуждение детей к операциям сравнения, сопоставления, выявления сходных и отличительных черт различных объектов.
  6. Осуществляется объяснение тех аспектов мироустройства, которые не удается объяснить иным путем.
«Технология проблемного обучения дошкольников в ДОО » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все это отражает актуальность использования проблемного обучения на дошкольном этапе развития и вариативность методов и приемов проблемного обучения, входящих в образовательный процесс ДОУ.

Особенности проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Особенности проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основы построения проблемного обучения в образовательном процессе ДОУ

Проблемные ситуации в образовательном процессе ДОУ начинаются с постановки проблемной задачи. Педагог стремится мотивировать детей к познанию, к действию.

В основе разработки проблемной ситуации в ДОУ реализуется опора на следующие методические приемы:

  1. Противоречие. Детям необходимо показать наличие того или иного противоречия, которое они должны сами разрешить;
  2. Вариативность решений. Формируется несколько вариантов решения поставленной задачи. Дети, должны уяснить, что может иметься несколько вариантов решения. При этом наиболее оптимальным является один вариант;
  3. Побуждение к действию. Данный прием основан на мотивации к сравнению, обобщению, сопоставлению, имеющихся данных, а также, логическое обоснование действий;
  4. Исследовательские приемы. В каждой проблемной ситуации должны содержаться исследовательские направления деятельности, приемы экспериментирования;
  5. Дидактические принципы. Проблемные ситуации включаются в образовательный процесс последовательно, в опоре на научные данные и доступность их понимания детьми конкретного возраста;
  6. Объективность местоположения. Место, в котором реализуется проблемная ситуация, должно быть актуальным для ее полноценной, плодотворной реализации;
  7. Оригинальность ситуаций. Проблемные ситуации должны носить необычный характер, вызывать у детей положительные эмоции, яркие впечатления;
  8. Приемы психологического комфорта. Предполагается, что педагог контролирует психологическое состояние детей в ходе решения проблемной ситуации, контролирует адекватность ситуаций психологическому настрою детей, оценивает наличие затруднений при решении проблемных задач и оказывает своевременную помощь и поддержку.

Проблемные ситуации имеют разное содержание. Оно определяется конкретной возрастной группой детей, для развития котоых они используются.

Каждая проблемная ситуация ориентирована на развитие творческого мышления ребенка, активизации его креативного подхода к деятельности. Дети становятся исследователями и учатся применять свои знания в обыденной жизнедеятельности.

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольников

Технологическая карта – это алгоритм решения проблемной ситуации.

Она отражает этапы действий, деятельности, которая реализуется дошкольниками и педагогом, в ходе решения проблемной ситуации.

Технологическая карта включает в себя следующие этапы деятельности:

  1. Постановка проблемы. Это самый первый и самый сложный этап работы. Воспитателю необходимо объяснить детям суть проблемы, а детям, постичь эту суть и осознать необходимость разрешения, имеющейся проблемы.
  2. Актуализация знаний и навыков. Происходит напоминание детям, что они владеют определенными знаниями и навыками, которые помогут им в решении проблемы и станут основой их деятельности.
  3. Постановка гипотез. На данном этапе выдвигаются варианты решения проблемы. Педагог оказывает помощь детям в формулировании этих вариантов.
  4. Проверка гипотез. Здесь, реализуются разные виды деятельности детей, в которых они проверяют правильность выдвинутых предположений. Как правило, используются разные виды игр, а также проводятся опытные и исследовательские работы.
  5. Получение нового знания. В ходе деятельности осуществляется формирование нового знания. Педагог помогает детям в его утверждении и введении в практическую деятельность.

Согласно данному алгоритму, обучение становится самостоятельным поиском знаний детьми. Дети выступают в роли открывателей знаний.

Проблемы применения проблемного обучения в образовательном процессе ДОУ

При всех положительных аспектах использования проблемного обучения, его применение в ДОУ сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:

  1. Большие временные затраты. Подготовка к занятиям, основанным на проблемных методах обучения, требует от педагога больших временных затрат. Это обусловлено возрастными особенностями развития дошкольников и их восприимчивостью информации, а также, большими затратами времени на мотивацию к деятельности;
  2. Сложности управления познавательной деятельностью воспитанников. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста не так просто поддается управлению. Требуется нахождение оптимального подхода к этому процессу;
  3. Необходимость активизации любознательности. Любая проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности дошкольников. Потому, необходимо выбрать адекватную ситуацию и развить ее;
  4. Соответствие проблемной ситуации теме обучения.
Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot