Сущность технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре
Ефим Израилевич Пассов – профессор Липецкого педагогического института, заслуженный деятель культуры, доктор педагогических наук.
Методика обучения иностранному языку находится в постоянном поиске наиболее эффективного и оптимального метода. В разное время ставился упор на разные приемы обучения – «метод перевода», «метод гувернантки», «метод чтения» и т.д. В условиях современной российской школы до сих пор не найден именно тот метод, который был бы универсальным, доступным для учащихся и при этом давал высокие результаты.
Разработанная и апробированная технология коммуникативного обучения Е.И. Пассова, предусматривает обучение иностранному языку на основе общения и позволяет достичь высоких результатов в освоении языка.
Технология Е.И. Пассова сочетает в себе все известные интенсивные технологии обучения иностранному языку.
Основными классификационными параметрами данной технологии являются:
- частнопредметный уровень применения;
- приспосабливающаяся философская основа;
- социогенный фактор развития;
- основная концепция усвоения опыта: совокупность гештальт, ассоциативно-рефлекторнго и суггестопедического;
- информационно-личностная ориентация на ОЗУН и СУД;
- обучающий, светский, общеобразовательный и гуманистический характер содержания и структуры технологии;
- тип управления технологией – современное традиционное обучение;
- все организационные формы обучения;
- подход к учащимся основан на сотрудничестве и партнерстве;
- диалогический и игровой, преобладающие методы обучения;
- мотивация на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся;
- массовость обучения.
Целевыми ориентирами технологии Е.И. Пассова являются:
- Обучение иностранному языку через общение
- Усвоение иностранной культуры.
Ведущие концептуальные положения технологии Е.И. Пассова:
Иностранный язык один их тех школьных предметов, который одновременно выступает и целью, и средством обучения.
Язык – это уникальное средство общения, социализации, приобщения к культуре и т.д.
Овладение учащимися иностранным языком в рамках учебной программы разительно отличается от овладения ими родным языком. Данное отличие заключается в:
- способах овладения языком;
- низкой плотности информации в общении;
- низкой включенностью иностранного языка в другие виды деятельность учащихся;
- совокупностью тех функций, которые реализует иностранный язык;
- несоответствие изучение иностранного языка и сензитивного периода речевого развития учащихся (то есть период овладения языком у детей уже прошел);
Главными участниками технологии Е.И. Пассова являются учащиеся и педагог. В основе их взаимоотношений лежат сотрудничество и речевое равноправие.
Принципы построения содержания технологии
Технология Е. И. Пассова строится на ряде принципов.
Принцип речевой направленности – подразумевает обучение иностранному языку через активное общение. То есть урок иностранного языка имеет практическую направленность, весь учебный процесс осуществляется только на изучаемом языке.
По мнению Е.И. Пассова научить говорить на иностранном языке можно только, если говорить на нем. В том случае, если ученики в основном только слушают педагога, то они научаться слушать, если они читают – то соответственно, научатся только, читать. Чем эффективнее осуществляется общение, тем больше вероятность того, что будет успешность в освоении коммуникативной стороны иностранного языка.
В основе общения заложены упражнения, которые позволяют накопить необходимый лексический и грамматический запас, а также научат, как правильно им пользоваться.
Принцип функциональности – речевая деятельность должна обязательно быть направлена на три основные стороны: лексику, грамматику и фонетику. Это обусловлено тем, что все они неразрывно связаны между собой в процессе общения. Недопустимо усваивать иностранные слова в отрыве от формы их употребления. В таком усвоении попросту нет смысла, так как в дальнейшем учащийся не сможет их применять в своем общении.
Для соблюдения данного принципа Е.И. Пассовым, так же предлагаются специальные упражнения, которые сочетают в себе три стороны речевой деятельности.
Принцип ситуативности и ролевой организации учебного процесса – предусматривает отбор такого учебного материала, который основан на различных жизненных ситуациях, проблемном общении и т.д. То есть необходим такой учебный материал, который сможет заинтересовать учащихся и удовлетворить их потребности в изучении иностранного языка.
Принцип новизны – проявляется в разнообразных компонентах урока. Особенно важно чтобы новизна присутствовала в процессе общения. Достигается это путем использования различных речевых ситуаций, используемого речевого материала, сменой партнеров по общению. Педагог должен иметь в своем арсенале разнообразные приемы работы, которые необходимо чередовать.
Принцип личностной ориентации – основан на том, что каждый учащийся имеет свои отличительные речевые особенности. Не бывает безликой речи. Технология коммуникативного обучения предполагает учет речевых особенностей учащихся, тем самым создается благоприятная психологическая рабочая атмосфера.
Принцип коллективного взаимодействия – основан на том, что в процессе общения учащиеся активно общаются друг с другом, совместно решают задания (вопросы, проблемные ситуации и т.д.), важным условием в данном случае является то, что успех каждого – это вклад в общий успех.
Принцип моделирования – предусматривает то, что педагогу необходимо брать лишь тот объем лингвистических знаний, который он сможет эффективно передать учащимся в рамках школьной программы. Каждый педагог должен понимать, что объем лингвистических знаний очень велик, постараться выделить из него наиболее важное (основное) и дать это учащимся. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.