Сущность интерактивного обучения
Интерактивное обучение – это в первую очередь, обучение диалоговое, в процессе которого протекает взаимодействие между учителем и учениками.
Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности. Она предполагает ряд конкретных и прогнозируемых целей. Одна из таких целей – создать комфортные условия обучения, при которых ребенок бы чувствовал свою успешность, интеллектуальную состоятельность, делая продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения – организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый ученик оказался вовлечен в процесс познания, и имел возможность понимать и рефлектировать. Совместная деятельность учеников в процессе познания, освоение учебного материала предполагает, что каждый внесет свой особый индивидуальный вклад, обменяется знаниями, идеями и способами деятельности с другими. При этом протекает это все в атмосфере доброжелательности и взаимоподдержки, позволяя не только получать новые знания, но и развивая непосредственную познавательную активность, переводя ее на более высокие ступени кооперации и сотрудничества.
Организация и развитие диалогового общения приводит к взаимопониманию и взаимодействию, помогает совместно решить общие, значимые для каждого участника, задачи. Интерактивным обучением исключается доминирование мнения одного ученика над другими. В процессе диалогового обучения, ученики учатся критически мыслить, решают сложные проблемы на основании анализа обстоятельств и соответствующего объема информации, взвешивают альтернативные мнения, принимают продуманные решения, участвуют в дискуссиях, общаются с другими людьми. Для этого на уроках должна быть организована индивидуальная, парная и групповая работа, применены метод проектов, ролевые игры, работа с документами и прочими информационными источниками, творческая работа.
Роль учителя в интерактивных уроках сведена к направлению деятельности учеников на достижение основных целей урока.
К задачам интерактивных методов обучения относят:
- научить самостоятельно искать и анализировать информацию и вырабатывать правильное решение ситуации;
- научить работе в команде: уважению чужого мнения, проявлению толерантности к другой точке зрения;
- научить формированию собственной точки зрения, базирующейся на определенных фактах.
Данному типу обучения характерны следующие черты:
- взаимодействие учеников между собой и учителем, которое может быть непосредственным и опосредованным;
- процесс общения на равных, в котором каждый участник этого общения заинтересован в нем и готов к обмену информацией, высказыванию своего мнений, идей и решений, обсуждению проблем и отстаиванию своих точек зрения;
- обучение реальности, то есть обучение, базирующееся на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Иными словами, интерактивное обучение представляет собой такую организацию процесса обучения, при которой каждому учащемуся невозможно не участвовать в коллективном и взаимодополняющем, базирующемся на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.
К формам интерактивного обучения относят:
- работу в статичных парах или парах сменного состава;
- работу в малых группах;
- игровое сотрудничество.
Технологии и методы интерактивного обучения
Понятие интерактивных технологий связано, в первую очередь, с двумя группами взаимосвязанных технологий:
- первая группа – обучение, выстраиваемое на общении с компьютерами и через использование компьютера;
- вторая группа – специально организованный процесс учебного взаимодействия между учениками без компьютеров.
К основным методам и приемам интерактивного обучения относят:
- мозговой штурм – представлен потоком вопросов и ответов, или предложений и идей, касающихся предложенной темы, при котором анализ правильности или неправильности производят после того, как был проведен мозговой штурм;
- кластеры, сравнительные диаграммы и паззлы – представлены поиском ключевых слов и проблем по предложенной небольшой теме;
- интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ – например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками или обучаемыми программами и учебными сайтами;
- круглый стол (дискуссии и дебаты) – представляет собой групповую разновидность работы, предполагающую коллективный процесс обсуждения учениками предложенной проблемы, предложения, идеи и мнения, направленные на совместный поиск решения вопроса;
- деловые игры (включая ролевые, имитационные и луночные) – являются достаточно популярным методом, который может быть использован даже в начальной школе. Во время игры ученики примеряют на себя роль участников определенной ситуации, примерив на себя особенности разных профессий;
- аквариум – деловая игра, похожая по организации на реалити-шоу. При этом заданные ситуации обыгрываются 2-3 участниками. Остальные могут наблюдать за ними со стороны и анализировать не только действия основных участников, но и предлагаемые ими варианты и идеи;
- метод проектов – представляет собой самостоятельную разработку учениками проекта, по предложенной теме и его защиту.
Также интерактивными методами обучения на уроках в начальной школе выступают мастер-классы, построение шкалы мнений и дерево решений.
Уже с первого класса могут быть использованы на уроках интерактивные методы обучения. Это помогает сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально окрашенным в позитивном ключе, а как следствие, делает этот процесс существенно эффективнее.