Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология индивидуализации обучения

Понятие и сущность технологии индивидуализации обучения

Определение 1

Технология индивидуализации обучения – это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.

В процессе индивидуального обучения учащийся взаимодействует напрямую с педагогом и средствами обучения.

Одним из основных достоинств индивидуального обучения является то, что педагог имеет возможность адаптировать методы, средства и приемы обучения под определенного учащегося с учетом его возможностей и потребностей. Так же педагог имеет возможность наблюдать за процессом обучения, успехами или неудачами учащегося, своевременно оказывать ему необходимую помощь и поддержку. То есть педагог может полностью контролировать учебный процесс и сосредоточить все свои профессиональные силы и мастерство на обучении одного ученика.

Преимущества индивидуального обучения со стороны ученика состоят в том, что он имеет возможность рационально расходовать свои силы, контролировать собственную учебную деятельность, а также обучаться в удобное время, что естественно положительно сказывается на достижении учебных результатов.

В настоящее время применение индивидуального обучения в современной общеобразовательной школе в «чистом» виде не возможно. Это связано в первую очередь с нехваткой кадров, а также с большой загруженностью педагогов. Довольно часто на одного педагога приходится 25-35 учеников. Индивидуальное обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности с отстающими учениками, с целью «подтянуть» их.

В контексте технологии индивидуализации обучения необходимо различать такие понятия как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Несмотря на кажущуюся идентичность, это разные по определению понятия.

Индивидуальный подход – это организация педагогического процесса, при которой педагог взаимодействует с конкретным учащимся по индивидуально разработанной модели, исходя из его возрастных, психологических, физических особенностей и потребностей.

«Технология индивидуализации обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Индивидуализация обучения – это такая организация педагогического процесса, при которой осуществляется отбор и адаптация методов, средств и приемов обучения, в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Замечание 1

Совокупность индивидуального подхода и индивидуализации обучения является технологией индивидуализированного обучения.

Индивидуальный подход, как один из основных принципов обучения, используется практически во всех образовательных технологиях, в той или иной мере. Исходя из этого индивидуализацию обучения, можно назвать «проникающей технологией». В свою очередь, те технологии, которые ставят во главу учебного процесса индивидуализацию как основное средство обучения и достижение образовательных целей, можно рассматривать отдельно как самостоятельные системы, обладающие всеми признаками и качествами целостной педагогической системы.

Классификационные характеристики технологии индивидуализации обучения

Замечание 2

Технология индивидуализации обучения представлена динамическими системами, которые охватывают все уровни и звенья образовательного процесса.

Основными классификационными характеристиками технологии индивидуализации обучения являются:

  • применима на всех уровнях обучения;
  • основана на гуманистической философии;
  • предусматривает комплексное био-социо-психогенное развитие учащегося;
  • направлена на ассоциативно-рефлекторную концепцию усвоения учебного материала;
  • имеет обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно-ориентированный и дидактоцентрический проникающий характер содержания;
  • по типу управления: система «репетитор»;
  • представлена альтернативной, академической, клубной и индивидуально-групповой организационными формами;
  • имеет гуманно-личностный подход к ребенку;
  • преобладающие методы обучения – это программирование, саморазвитие и творчество;
  • основное направление модернизации обучение – это альтернатива;
  • направлена на все категории учащихся.

Основными целями технологии индивидуализации обучения являются:

  1. Выявление, сохранение и последующее развитие индивидуальности ребенка и его потенциальных возможностей.
  2. Оказание содействия общеобразовательной программе по усвоению каждым учащимся необходимого уровня знаний.
  3. Формирование у каждого учащегося основных знаний, умений и навыков при опоре на его зону ближайшего развития.
  4. Повышение мотивации на обучение и развитие у учащихся познавательной активности.
Замечание 3

Реализация технологии индивидуализации обучения предусматривает индивидуальную работу с каждым учащимся по специально разработанной индивидуальной модели, которая учитывает личностные качества ученика, ориентирована на его особенности в общении и развитии, потребности в новых знаниях, а также на создание комфортных психологических условий.

Виды технологий индивидуального обучения

В настоящее время выделяют несколько ведущих авторских технологий индивидуализации обучения, которые на практике показали высокие результаты:

  1. Технология индивидуализированного обучения Инге Унт – данная технология проникает во все звенья учебного процесса (цель, задачи, методы, содержание и т.д.). Основным средством достижения образовательных целей является индивидуализация работы с учеником.
  2. Адаптивная система обучения А.С. Границкой – в центре данной система стоит ученик, его особенности развития, возможности в усвоении учебного материала и потребности в новых знаниях. Исходя из данных параметров, педагогом создается модель индивидуальной работы с учащимся, подбираются и адаптируются методы, средства и приемы обучения.
  3. Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова – технология обучения на основании индивидуально-ориентированного учебного плана, разработанного педагогом исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Обучение строится на основе «от простого к сложному». В конце учебного занятия педагогу необходимо заинтересовать учащегося предстоящим новым учебным материалом, тем самым мотивировать его на процесс обучения.
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot