Понятие и сущность технологии индивидуализации обучения
Технология индивидуализации обучения – это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.
В процессе индивидуального обучения учащийся взаимодействует напрямую с педагогом и средствами обучения.
Одним из основных достоинств индивидуального обучения является то, что педагог имеет возможность адаптировать методы, средства и приемы обучения под определенного учащегося с учетом его возможностей и потребностей. Так же педагог имеет возможность наблюдать за процессом обучения, успехами или неудачами учащегося, своевременно оказывать ему необходимую помощь и поддержку. То есть педагог может полностью контролировать учебный процесс и сосредоточить все свои профессиональные силы и мастерство на обучении одного ученика.
Преимущества индивидуального обучения со стороны ученика состоят в том, что он имеет возможность рационально расходовать свои силы, контролировать собственную учебную деятельность, а также обучаться в удобное время, что естественно положительно сказывается на достижении учебных результатов.
В настоящее время применение индивидуального обучения в современной общеобразовательной школе в «чистом» виде не возможно. Это связано в первую очередь с нехваткой кадров, а также с большой загруженностью педагогов. Довольно часто на одного педагога приходится 25-35 учеников. Индивидуальное обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности с отстающими учениками, с целью «подтянуть» их.
В контексте технологии индивидуализации обучения необходимо различать такие понятия как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Несмотря на кажущуюся идентичность, это разные по определению понятия.
Индивидуальный подход – это организация педагогического процесса, при которой педагог взаимодействует с конкретным учащимся по индивидуально разработанной модели, исходя из его возрастных, психологических, физических особенностей и потребностей.
Индивидуализация обучения – это такая организация педагогического процесса, при которой осуществляется отбор и адаптация методов, средств и приемов обучения, в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
Совокупность индивидуального подхода и индивидуализации обучения является технологией индивидуализированного обучения.
Индивидуальный подход, как один из основных принципов обучения, используется практически во всех образовательных технологиях, в той или иной мере. Исходя из этого индивидуализацию обучения, можно назвать «проникающей технологией». В свою очередь, те технологии, которые ставят во главу учебного процесса индивидуализацию как основное средство обучения и достижение образовательных целей, можно рассматривать отдельно как самостоятельные системы, обладающие всеми признаками и качествами целостной педагогической системы.
Классификационные характеристики технологии индивидуализации обучения
Технология индивидуализации обучения представлена динамическими системами, которые охватывают все уровни и звенья образовательного процесса.
Основными классификационными характеристиками технологии индивидуализации обучения являются:
- применима на всех уровнях обучения;
- основана на гуманистической философии;
- предусматривает комплексное био-социо-психогенное развитие учащегося;
- направлена на ассоциативно-рефлекторную концепцию усвоения учебного материала;
- имеет обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно-ориентированный и дидактоцентрический проникающий характер содержания;
- по типу управления: система «репетитор»;
- представлена альтернативной, академической, клубной и индивидуально-групповой организационными формами;
- имеет гуманно-личностный подход к ребенку;
- преобладающие методы обучения – это программирование, саморазвитие и творчество;
- основное направление модернизации обучение – это альтернатива;
- направлена на все категории учащихся.
Основными целями технологии индивидуализации обучения являются:
- Выявление, сохранение и последующее развитие индивидуальности ребенка и его потенциальных возможностей.
- Оказание содействия общеобразовательной программе по усвоению каждым учащимся необходимого уровня знаний.
- Формирование у каждого учащегося основных знаний, умений и навыков при опоре на его зону ближайшего развития.
- Повышение мотивации на обучение и развитие у учащихся познавательной активности.
Реализация технологии индивидуализации обучения предусматривает индивидуальную работу с каждым учащимся по специально разработанной индивидуальной модели, которая учитывает личностные качества ученика, ориентирована на его особенности в общении и развитии, потребности в новых знаниях, а также на создание комфортных психологических условий.
Виды технологий индивидуального обучения
В настоящее время выделяют несколько ведущих авторских технологий индивидуализации обучения, которые на практике показали высокие результаты:
- Технология индивидуализированного обучения Инге Унт – данная технология проникает во все звенья учебного процесса (цель, задачи, методы, содержание и т.д.). Основным средством достижения образовательных целей является индивидуализация работы с учеником.
- Адаптивная система обучения А.С. Границкой – в центре данной система стоит ученик, его особенности развития, возможности в усвоении учебного материала и потребности в новых знаниях. Исходя из данных параметров, педагогом создается модель индивидуальной работы с учащимся, подбираются и адаптируются методы, средства и приемы обучения.
- Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова – технология обучения на основании индивидуально-ориентированного учебного плана, разработанного педагогом исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Обучение строится на основе «от простого к сложному». В конце учебного занятия педагогу необходимо заинтересовать учащегося предстоящим новым учебным материалом, тем самым мотивировать его на процесс обучения.