Педагогическая задача - это основной элемент педагогического мастерства, решение которого отражает уровень профессионализма педагога.
Педагогическая технология – это взаимосвязанная и последовательная система действий педагогов и учащихся, которая связана с применением определенной совокупности методов и средств обучения и воспитания, реализуемых в рамках педагогического процесса, с целью решения разнообразных педагогических задач.
Значение решения педагогических задач в профессиональной деятельности педагога
Умение решать разнообразные педагогические задачи является одним из важнейших качеств педагога. Решение задач требует выработки собственного стиля и навыков взаимодействия в различных ситуациях, умения педагогически размышлять. Все это в совокупности является технологией решения педагогических задач.
Технология – это последовательный процесс, направленный на осуществление разработанного, на научной основе, решения конкретной проблемы.
Процесс решения педагогических задач пронизывает всю профессиональную деятельность педагога. Каждый педагог к вопросу решения подходит индивидуально, то есть использует методы и средства, которые, по его мнению, эффективны в каждой конкретной ситуации. Самостоятельно ставит цели и оформляет выводы. В зависимости от творческих навыков педагога им может быть получен не один результат, а одновременно несколько (основной и побочные).
Таким образом, при разработке технологий решения педагогических задач необходимо помнить, что каждый педагог индивидуально подходит к процессу решения и принятию решений.
Основой решения педагогических задач является творческая деятельность педагога, которая заключается в наличии у него ряда качеств, так как:
- гибкость мышления;
- способность прогнозировать события и действия;
- умение генерировать идеи;
- рефлексировать;
- стремится к самосовершенствованию;
- эвристичность.
Опыт решения педагогических задач вырабатывается со студенческой скамьи. Во время обучения, студентов знакомят со стандартными педагогическими ситуациями, учат переводить их в задачи, посредством постановки цели. Все это способствует формированию навыков профессиональной деятельности, а также формированию устойчивой педагогической позиции, которая является основой профессионализма каждого педагога.
В рамках технологии решения педагогических задач определены этапы ее решения:
- Осуществления анализа педагогической ситуации.
- Осознание и формулировка педагогической цели и задач, как единой системы.
- Разработка программы решения педагогической задачи.
- Осуществление процесса управления решением педагогической задачи.
- Проведение анализа результатов решения и определение уровня достижения поставленной цели.
Характеристика основных технологий решения педагогических задач
Педагогическая технология обусловлена особенностью характера решаемой педагогической задачи. Технология является отражением заданной структуры педагогической деятельности. Именно поэтому прежде, чем определиться с выбором технологии, в первую очередь необходимо определить сущность педагогической задачи и ее отличие от других.
В настоящее время выделяют следующие виды технологий решения педагогических задач:
Репродуктивные технологии решения педагогических задач – направлены на решение типовых педагогических задач, которые повторяются в педагогическом процессе систематически. При решении типовых задач педагог постоянно повторяет ряд определенных действий, что ведет к закреплению ритуалов проведения учебных занятий и внеурочной деятельности. Это положительно сказывается на психологической атмосфере в детском коллективе, так как учащиеся ощущают стабильность в поведении педагога.
Продуктивные технологии решения педагогических задач – предусматривают решение вариативных (нетиповых) задач, требующих от педагога проявления собственных поисковых действий. В зависимости от новизны педагогической задачи, решения могут быть различного уровня:
- комбинация известных технологий;
- дополнение известных технологий своими методами и средствами;
- новаторские технологии, основанные на современных психологических и философских идеях в области педагогики.
Алгоритмические технологии решения педагогических задач – направлены на решение эвристических задач, в рамках ситуаций, которые невозможно спрогнозировать. Данные технологии предоставляют не готовый вариант решения задачи, а алгоритм поиска возможных действенных решений. На основании алгоритма осуществляется сравнение, оценка и выбор решения.
Овладение технологиями решения педагогических задач
Процесс овладения технологиями решения педагогических задач достаточно сложный и длительный. Это связано с тем, что каждая задача по своему составу уникальна, представлена порой нестандартными ситуациями, которые требуют от педагога творческого подхода.
Основными ошибками молодых педагогов является то, что они стремятся наметить одновременно несколько способов решения задачи, при этом выбор наиболее оптимального варианта остается открытым.
Профессионализм педагога проявляется в том, что может мысленно «наложить» педагогическую задачу на различные виды технологии решения и определить ту, что будет действительно эффективной.
Творчество и профессионализм педагогического коллектива в решении задач определяется тем, что искомый им результат представлен за границей педагогической системы и находится в последующей. Это позволяет не только успешно разрешать педагогические задачи, но и по возможности предупреждать возникновение педагогических ситуаций, ведущих к ним.
Таким образом, важнейшей предпосылкой профессионального решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса - педагогов и учащихся.