Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стили педагогической деятельности

Сущность понятия «стиль педагогической деятельности»

Определение 1

Стиль педагогической деятельности – это стиль организации процесса обучения и воспитания, общения, контрольной деятельности педагога, отражающий специфику реализации педагогического процесса.

Стиль педагогической деятельности включает в себя приемы и способы, а также специфику реализации процесса педагогической деятельности.

Стиль педагогической деятельности базируется на трех составляющих:

  1. Специфика индивидуальных показателей развития педагога. Сюда входят свойства личности педагога, его поведение, психологическое развитие, особенности физиологии и профессиональной деятельности.
  2. Специфика прохождения педагогического процесса. Поскольку, педагогический процесс имеет свои специфические черты организации, структурного устройства, принципов реализации, методов и приемов осуществления, то и вся педагогическая деятельность отличается от иных видов деятельности, имея свои особенности.
  3. Специфика индивидуальных показателей развития учащихся. Учащиеся отличаются по возрасту, полу, уровню интеллектуального развития, социальному статусу, поведенческим реакциям, характеру.

В современном обществе, педагогическая деятельность реализуется на субъектно-субъектном уровне т.е. каждый участник педагогического процесса выступает субъектом педагогической деятельности. В этой связи, стиль педагогической деятельности находится в зависимости от характера взаимоотношений и системы взаимодействия между субъектами педагогического процесса, от правил и методов организации педагогической деятельности, от профессиональной компетенции педагогов, восприятия учащимися педагогического процесса, характера построения педагогической деятельности.

Виды стилей педагогической деятельности современного педагога

Выделяют несколько основных стилей педагогической деятельности на современном этапе общественного развития:

  1. Эмоционально-импровизационный стиль. При таком стиле педагогической деятельности, педагог ставит в приоритет учебную деятельность. Он стремится донести до учащихся знания, применяя интересную форму, прибегая к творческому подходу, но исключает обратную связь с учащимися. Педагог не дает учащимся выражать свое мнение по проблемам или темам урока. Он не уделяет должного внимания проверке и оценке знаний учащихся, не стремится проверять степень усвоения темы. Самый интересный материал педагог выбирает для собственного преподавания, а на самостоятельную работу отводит менее полезную и интересную информацию, не придавая ей особого значения. При этом, педагог применяет на уроке множество приемов и методик обучения, проводит коллективные дискуссии. Адекватно оценить свою работу и ее эффективность педагог не может.
  2. Эмоционально-методичный стиль. При этом стиле, педагог стремится построить рационально спланированную учебную деятельность, позволяющие достигнуть положительных итогов обучения. Процесс обучения проходит оперативно, и педагог следит за освоением учебной программы учащимися. Всю информацию он вводит поэтапно, тщательно планируя каждую тему. Педагог желает привлечь внимание детей за счет увлекательной трактовки самого содержания учебной дисциплины. Уделяется большое внимание проверке знаний и проявлению активности каждого учащегося на занятии.
  3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Педагог, избравший данный стиль уделяет внимание, как процессу прохождения обучения, так и его итогам. Он применяет небольшой арсенал педагогических средств и методов на учебном занятии, не стремится включить в работу всех учащихся, а проводит избирательные опросы, выделяя много времени на рассуждения учащегося. Заранее подготовленного плана работы и взаимодействия с учащимися у педагога нет. Он импровизирует, дает подсказки учащимся, стремится позволить им детализировать ответ на вопрос.
  4. Рассуждающе–методичный стиль. При таком стиле, педагог направляет свою деятельность на ее результативность. Он тщательно планирует работу, но применяет консервативные приемы и методы обучения. Деятельность учащихся на занятии сводится к репродуктивной ориентации. Коллективные дискуссии, практически, исключаются в работе педагога. Педагог старается задействовать в работу более слабых учащихся.
«Стили педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные стили педагогического общения

Первостепенным требованием педагогической профессии к личности педагога является четкость его социальной и профессиональной позиции.

Замечание 1

Позиция педагога представляет собой целостную систему умственных и эмоционально-оценочных отношений к окружающему миру, педагогической сфере и деятельности.

Позиция педагога и его социальное и профессиональное воззрение отражаются на стилистике педагогического общения.

Стиль педагогического общения тесно связан с общим направлением и стилем педагогической работы. В нем выражаются исключительные свойства коммуникативных способностей педагога, характер установившихся взаимоотношений между субъектами учебного процесса, особенности личности учащихся и творческая специфика личности педагога. Посредством стиля общения происходит выражение общей и педагогической культуры педагога, его квалификации и профессиональных способностей.

Выделяют три основных стиля педагогического общения:

  1. Авторитарный стиль – выражает важность и значимость одной персоны, которая самостоятельно определяет основные направления учебной деятельности и решает вопросы жизнедеятельности каждого учащегося, цели взаимодействия и проводит оценку результатов работы, на основе личностных взглядов и суждений. При этом в обсуждении вопросов и проблем, учащиеся не принимают участия, их инициатива не развивается, а напротив, подавляется. Педагог оказывает мощное давление на учащихся и подавляет их самостоятельность, не учитывает желания, потребности и стремления. Такой стиль отрицательно сказывается на личностном развитии, формирует неадекватную самооценку учащихся и развивает ненормальные представления о социальном общении.
  2. Демократический стиль – прямо противоположен авторитарному. При таком стиле происходит ориентация на повышении роли учащегося в учебном процессе, развитии его личности и проявлении индивидуальных качеств. Учащиеся принимают активное участие в решение проблем и выражают свою точку зрения по заданным вопросам и проблемам. Проблемы обсуждаются открыто и свободно. Поиск путей их решения предоставляется учащимся. А результаты оцениваются объективно и адекватно.
  3. Попустительский стиль, при котором педагог уходит от выполнения своих основных обязанностей, практически не включается в учебную работу и снимает с себя ответственность за ее результаты. Происходит выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей, но на формальном уровне. В этом случае педагог абсолютно равнодушен и не заинтересован в эффективности прохождения учебного процесса и достижении поставленных задач образования. Проблемами, желаниями, стремлениями учащихся он также не интересуется.
Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot