Понятие технологии средств обучения
Технология средств обучения – совокупность средств и методов осуществления теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих в полной мере реализовывать образовательные цели и задачи.
Технология средств обучения неразрывно связана с соответствующим научным проектированием, когда цели заданы однозначно, присутствует возможность поэтапных измерений, осуществляемых объективно, анализ и итоговая оценка полученных результатов.
Технология средств обучения включает:
- дидактические процессы – предписания способов деятельности;
- условия, в которых данная деятельность реализуется;
- средства осуществления этой деятельности.
Наиболее сложным в технологии обучения является проблема описания личностных, индивидуальных качеств учащихся. Выбранная концепция структуры личности может использоваться на всех этапах педагогического процесса. Однако личностные качества нужно интерпретировать в диагностических понятиях.
Методика диагностического описания интеллектуальных качеств личности и ее личностного опыта представляет собой совокупность определенных параметров, критериально-ориентированных тестов, служащих для контроля уровня достижений учащимися поставленных целей обучения с диагностической целью.
Выбор технологии средств обучения обусловлен характерными особенностями дидактической задачи, он подчиняется правилам принятия наиболее рациональных и оптимальных решений. Выбор способа деятельности происходит с использованием алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности обучаемых) и алгоритма управления.
Построение алгоритма функционирования основано на психологической теории усвоения знаний. Схема алгоритма функционирования помогает выстроить управляемый дидактический процесс и включает несколько этапов обучения: ориентировка (создание представления о целях и задачах усвоения предмета; понимание выбранной последовательности приемов изучения и содержания предмета); исполнение (изучение межпредметных связей, отдельных тем курса и т.д.); анализ, контроль и корректирование процесса обучения.
Алгоритм управления представляет собой систему правил оценивания, анализа, контроля и коррекции познавательной деятельности для достижения целей обучения. Для достижения каждой конкретной цели используется строго определенный алгоритм управления.
Педагогическая технология
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор и компонование форм, методов, средств, способов и приемов обучения. Педтехнология реализуется в технологических процессах, ориентированных на конкретный результат в педагогической деятельности.
Учебно-воспитательный процесс реализуется благодаря разным технологическим подходам: тесты, оценивающие умственные способности; различные схемы и наглядные пособия для получения и отработки соответствующих навыков; организационные структуры создания условий для соревнования, самоуправления, единых требований самообслуживания.
Особенности педагогической технологии:
- различные педагогические цепочки имеют разный воспитательный потенциал (некоторые призваны подавлять творческую инициативу путем применения к последовательности главных элементов программы жестких требований, другие формируют благоприятную почву для развития и совершенствования сознательной активной мыслительной работы;
- каждая технологическая система, звено, прием, цепочка нуждаются в определении наиболее целесообразного положения в педагогическом процессе;
- любая технология обучения нуждается в непосредственном человеческом участии и общении;
- способность содержания средств и методов обучения и воспитания подвергаться определенному кодированию, сохраняя при этом учебно-воспитательные возможности;
- творческое преломление технологии обучения сквозь личность как педагога, так и учащихся;
- тесная взаимосвязь с психологией, так как любое звено в технологии обучения более эффективно, когда обладает психологическим обоснованием.
Цели и задачи технологии средств обучения
Основные задачи технологии средств обучения:
- отработка и закрепление знаний, навыков и умений в различных сферах деятельности;
- пробуждение у обучающихся интереса к интеллектуальным занятиям, формирование и развитие способностей к умственному труду и мыслительной деятельности, осмысление закономерностей и фактов науки;
- формирование, отработка и закрепление социально значимых привычек и форм поведения;
- развитие у обучающихся умений самостоятельного планирования, возможности систематизировать собственную самообразовательную и учебную деятельность;
- обучение работе и взаимодействию с технологическим инструментарием;
- воспитание привычки следования требованиям технологиям обучения в организации общественно полезного труда и учебных занятий.
Основная цель технологии обучения - достижение гарантированных результатов в обучении и воспитании, их воспроизводимость и повторяемость с наименьшими затратами средств, времени, интеллектуальных и физических сил.
Специфические цели технологий обучения:
- Адаптивная технология - обучение приемам и способам самообразования, исследовательской деятельности, самоконтроля; формирование и совершенствование умений самостоятельной деятельности в процессе приобретения знаний, развитие умственных способностей учащихся.
- Интегральная технология - развитие интеллектуальных способностей и стимулирование интереса в обучении, обогащение старшеклассников интегрированными знаниями.
- Технология полного усвоения знаний – обучение способности добиваться высоких результатов в усвоении и применении полученных знаний, навыков и умений.
- Технология проблемного обучения - развитие индивидуальных умственных особенностей и процесса мышления; стимулирование интеллектуальной активности; формирование способов умственной деятельности, внутренних мотивов обучения, творческих способностей; обучение самостоятельному поиску путей решения проблемы; формирование нестандартного, творческого мышления, свободного от штампов и стереотипов.