Общая характеристика
Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.
К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.
К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.
Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.
Функции дидактических средств обучения
В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:
- дидактическая - характеризует сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде, играет информационную, интегративную, адаптивную, компенсаторную, интерактивную, мотивационную роли;
- познавательная – осуществляет непосредственное познание обучающимися конкретных фрагментов действительности;
- информационная – предоставляет различную информацию;
- формирующая – развивает познавательные способности, волю и чувства обучающихся;
- контрольная.
В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.
В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.
В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.
Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.
В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:
- увеличение степени наглядности, предоставление доступности для обучающихся учебного материала;
- интенсификация труда обучающихся, максимальное развитие и удовлетворение их познавательной деятельности, позволяющие повысить уровень изучения материала;
- источник информации, позволяющий освободить преподавателя от значительно объема механической и технической работы;
- средство управления познавательной деятельностью обучающихся.
Классификация дидактических средств обучения
Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.
Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.
По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.
М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:
- доски (фланелевые, магнитные, монтажные, перфорированные, интерактивные и др.);
- устройства для световой проекции (различного рода проекторы, оптические лампы для проекции, эластооптические устройства, стробоскопы, устройства, освещающие поле наблюдения, вспомогательные устройства – затемнения, экраны и др.);
- устройства для воспроизведения звука и усиления записи (магнитофоны, проигрыватели, адаптеры, совмещенные устройства и др.);
- аудиовизуальные средства (проекторы звукового фильма, видеофоны, диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, учебное телевидение в замкнутой системе);
- дидактические машины (информационно-инструктирующие машины, репетиторы, экзаменаторы, тренинговые устройства, полифункциональные устройства, симуляторы, специальные устройства);
- устройства для воспроизведения образов и текстов (ротапринты, фотокопирующие устройства, аппарат клише, ксерографы);
- средства массовой информации (телевидение, радио);
- электронные цифровые машины;
- техника научной информации (классификаторы и их картотеки, устройства для чтения микрофильмов);
- программированные тексты и комплексные учебники; аппаратура объемного изображения (стереокинопроекторы, стереопроекторы, голография).