Причины развития трудностей в обучении
Трудности в обучении – это несоответствия в знаниях и способностях учащихся стандартам и требованиям образовательной среды, содержанию учебных программ, итогам освоения учебного материала за определенный временной период.
Трудности в обучении являются сложным и многофакторным явлением. Их развитие отрицательно воздействует на личностное развитие ребенка. Кроме того, происходит снижение его самооценки, а также снижается познавательная активность и мотивация к учебной деятельности. Если у ребенка имеются серьезные проблемы с усвоением учебного материала, то ему требуется приложение большего количества усилий для ознакомления с учебной программой. Это приводит к тому, что ребенок теряет интерес к выполнению домашних заданий, поскольку, они тяжело даются ему и требует затраты большого количества временных ресурсов. Возможно, что на другие занятия - игры, прогулки, просмотр мультфильмов, времени не останется. Тогда, ребенок теряет интерес к выполнению домашних заданий, а постепенно перестает и напрягаться на уроках. Отказ от попыток к познанию и пониманию учебного материала усугубляет проблему. Происходит нарастание количества тем, которые не освоены учащимся и становится невозможным постижение новых тем.
Трудности с обучением обусловлено особенностями психики ребенка. Если ребенок не способен управлять своей памятью, активизировать мышление и внимание в нужный момент, то усвоение учебного материала становится невозможным. Кроме того, у многих детей отсутствует мотивация к познавательной работе и они даже не пытаются напрячься, чтобы решить какую-то задачу или выполнить упражнение.
Психические процессы некоторых детей работают таким образом, что ребенку надо прикладывать огромные усилия для понимания значения и смысла прочитанного, услышанного. Это вызывает проблему развития навыков механического запоминания. Ребенок просто «зазубривает» материал, без понимания его смысла. Воспроизведение такого типа запоминания, также, сталкивается с трудностями: забыв одно слово из контекста, становится сложно повторить всю фразу, поскольку ее смысл ребенку непонятен и «своими словами» озвучить его невозможно.
На современном этапе развития общества и системы образования, проблемой трудностей в обучении занимаются многие исследователи. Они выделяют такие причины развития трудностей в обучении:
- Причины социально-экономической направленности. Они связаны с социальным положением ребенка, экономикой государства. Если ребенок из неблагополучной семьи, то у него могут иметься проблемы с финансовыми ресурсами для приобретения учебников и иных принадлежностей, необходимых для обучения. Также, ребенок может подрабатывать, чтобы помогать семье и, тогда, имеются проблемы с нехваткой времени на обучении. Иногда, в семье ребенка может быть неблагоприятная обстановка, тяжелый психологический микроклимат, разрушающий психику ребенка;
- Биологические причины. Они связаны с врожденными качествами ребенка и его природными задатками. Некоторые дети оказываются интеллектуально развитыми от природы. Другие, имеют разнообразные творческие наклонности. Кто-то легко усваивает новый материал, а кому-то он дается сложно и т.д.;
- Нервно-психологические причины. Они связаны с тем, что у детей имеются разнообразные расстройства нервной системы и функционирования психических процессов;
- Психологические причины. Они касаются социальной адаптации ребенка. Он может быть просто не готов к новому этапу его жизни, а программа обучения не попадает в зону его ближайшего развития;
- Дидактические причины. Сюда входит отсутствие мотивации, содержание учебных программ, личность и стиль преподавания педагога, способ передачи знаний, методы оценки и отсутствие личностно-ориентированного подхода в обучении.
Психодиагностические методики выявления трудностей в обучении
Выявление трудностей в обучении непосредственно связано с определением конкретного нарушения функционирования психического процесса или сенсомоторных функций. Выделяют следующие нарушения и методики их диагностирования:
- Специфики развития мышления. Выявляется за счет методики определения навыков обобщения, абстрагирования, группировки, а также тестирования уровня интеллектуального развития.
- Специфика функционирования процессов внимания и памяти. Применяется методика определения навыков запоминания, тестирования краткосрочной и долгосрочной памяти, концентрации внимания.
- Специфика языкового развития. Применяется методика диагностирования лексического запаса, навыков устной речи и проведения звукового анализа.
- Специфика развития моторных функций. Применяется ряд упражнений и игр на активизацию работы моторики рук.
- Уровень познавательной мотивации. Определяется с помощью методов бесед, опросов и анкетирования.
- Особенности эмоционального восприятия и построения межличностных отношений. Выявляются посредством проведения психологических тестов и тренингов.
Способы психокоррекции трудностей в обучении
Трудности в обучении можно преодолеть следующими направлениями деятельности:
- Оптимизация педагогического процесса. Необходимо перестроить педагогический процесс таким образом, чтобы перенести акцент воспитательной и образовательной деятельности на развитие мотивации учащихся и активизации их мыслительных процессов.
- Проведение регулярного психологического тестирования учащихся. Это позволяет своевременно выявить отставание в обучении и применить коррекционные методики.
- Педагогическое исследование учащихся. Оно необходимо для выявления особенностей их развития и применения индивидуального подхода в обучении.
- Подготовка к обучению в школе. Формируются специальные группы адаптации, деятельность которых ориентирована на психологическую готовность учащихся к школьному обучению.
- Создание условий для всестороннего психологического развития учащихся. Необходимо действовать в целях когнитивного развития учащихся.
Рисунок 1. Виды профилактической работы с детьми с проблемами в обучении и поведении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ