Педагогический процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, ориентированное на всесторонне развитие подрастающего поколения и его вхождение в социальное пространство.
Педагогический процесс дошкольной образовательной организации обладает рядом особенностей. Они проявляются в содержании образовательной деятельности на дошкольном уровне, ее структурных принципах построения, выбранных методах и формах организации обучения и воспитания детей.
Основные характеристики педагогического процесса ДОУ
Основными свойствами организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении являются:
- Целенаправленность педагогического процесса. Она отражает ориентацию деятельность всех субъектов образования на достижение его целевого назначения. Цели образования дошкольников сводятся к развитию природного потенциала личности, реализации ее творческих задатков развития, гуманистическому и всестороннему развитию подрастающего поколения и обеспечению условий для реализации единства процессов обучения, воспитания и развития дошкольников. Цели образовательной деятельности ДОУ зависят от социальных потребностей общества и личностных потребностей воспитанников.
- Ценностная позиция педагога ДОУ. Педагогу необходимо ставить личность воспитанника на приоритетную позицию воспитательной и образовательной деятельности. признание ценности детской личности – основа достижения целей и задач дошкольного образования.
- Ориентация деятельности на выполнение социального заказа. Требования общества к системе дошкольного образования отражаются в ФГОС ДО, приписываются в концепции дошкольного образования и в уставе деятельности дошкольной образовательной организации.
- Целостность педагогического процесса. Она отражает единую направленность функционирования всех составных частей образовательной деятельности ДОУ и их непротиворечивость. В ходе образовательной деятельности требуется сочетание социального и личностного развития воспитанников, с сохранением их природной индивидуальности, обеспечение целостности жизнедеятельности каждого ребенка и его взаимодействия со взрослыми. Кроме того, в ДОУ формируется целостное образовательное пространство. Оно дает возможность выбора содержания детской деятельности, исходя и интересов, потребностей, возможностей и способностей воспитанников.
- Характер связей между субъектами педагогического процесса. В ходе учебно-воспитательной деятельности ДОУ реализуется процесс взаимодействия всех его субъектов. Оно предполагает установление разных типов отношений, в зависимости от стиля педагогического общения и реализуемого педагогом подхода к обучению и воспитанию детей. Педагог может реализовать межсубъектное взаимодействие, сопровождение воспитанников и особое отношение к ним.
- Системность и процессуальность педагогического процесса ДОУ. Педагогический процесс ДОУ представляет собой систему, состоящую из совокупности взаимозависимых и взаимообусловленных объектов. Образовательная деятельность представляет собой процесс, который носит деятельностную направленность. В его ходе решаются стратегические цели, тактические и оперативные задачи.
Рисунок 1. Специфика организации педагогического процесса в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Содержание педагогического процесса ДОУ
По своему содержанию педагогический процесс ДОУ представляет собой совокупность нескольких образовательных областей. К ним относятся:
- Социально-коммуникативное развитие. Оно связано с включением ребенка в социальное пространство и освоение основ поведения в нем. Происходит формирование навыков общения и социального взаимодействия, познаются его нормы;
- Познавательное развитие. Оно ориентировано на активизацию познавательных процессов дошкольников. Познавательную сферу ребенка необходимо развивать, для этого применяются различные мотивирующие методики;
- Речевое развитие. Оно включает в себя формирование связной речи ребенка, для этого уделяется внимание развитию всех сторон речи и активизации речевых функций организма;
- Художественно-эстетическое развитие. Оно формирует творческие основы деятельности ребенка, развивает его креативное мышление и закладывает основы творческого подхода к решению разнородных задач;
- Физическое развитие. Оно направлено на поддержание физического здоровья детского организма и развитие различных двигательных навыков. Также, происходит воспитание привычки регулярного выполнения физических упражнений.
Все образовательные области, входящие в состав педагогического процесса ДОУ, ориентированы на полноценное развитие детской личности, активизацию всех ее сторон, с учетом индивидуальности конкретного ребенка.
Содержание занятий ДОУ включает в себя объем знаний и навыков, представлений, которые должны быть сформированы у ребенка о конкретном объекте или процессе окружающего мира. Объем представлений, формируемых на каждом занятии характеризуется небольшим размером. Постепенно, все представления, сформированные на каждом занятии, складываются в целостную картину мировосприятия дошкольника. Объем содержания занятий увеличивается по мере перехода детей на новый этап обучения – в новую, более старшую, возрастную группу.
Этапы организации педагогического процесса ДОУ
Педагогический процесс имеет поэтапную организацию. Он реализуется в течении следующих этапов деятельности:
- Целеполагание. Оно связано с преобразованием целей педагогического процесса ДОУ, заложенных в образовательной программе на конкретный год, под индивидуальные параметры развития дошкольников конкретной возрастной группы. На целеполагание оказывают воздействие такие факторы, как сезонность, интегративность образовательной деятельности, ориентация на единство тематического содержания занятий, т.е. одна тема изучается на занятиях в течение некоторого временного промежутка – двух недель. Все содержание занятий, выстраивается вокруг этой темы.
- Реализация целей педагогического процесса ДОУ. Они достигаются в течение всего процесса взаимодействия воспитателей с дошкольниками. Для этого используются разные методы и средства, технологии организации дошкольного обучения.
- Проведение оперативной педагогической диагностики. Она направлена на оценку достижения целей деятельности в течении определенного временного промежутка. Мониторингу повергаются продукты деятельности дошкольников.
- Внесение поправок в педагогический процесс, в опоре на данные диагностики. Вносятся коррективы и реализуются на практике.
- Итоговая оценка реализации педагогического процесса. Она осуществляется ежегодно и отражает успешность реализации образовательной программы и формирования компетентностей дошкольников.