Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современный педагог: личностные качества, компетенции и задачи

Понятие педагогической компетентности и компетенции

Определение 1

Компетентность – это способность получить запланированный конкретный результат.

Результативность может проявляться конкретными итогами деятельности и их соответствием актуальным запросам реальной педагогической практики.

Безусловно, компетентность напрямую взаимосвязана с опытом. Волевые усилия профессионально-педагогической деятельности подкреплены осознанием предшествующего накопленного опыта, педагог стремится сознательно самоорганизовать собственную деятельности, направленную на достижение конкретного запланированного результата. При этом нельзя утверждать, что компетентность тем выше, чем больший опыт работы имеет педагог.

По мнению Ушинского К.Д., имеет значение не сам опыт, а мысль, которая выведена из этого опыта. Образно выражаясь, компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться все более и более компетентным, для этого необходимо обладать волей к преодолению соблазнов работать в соответствии с шаблоном, продумывать все варианты существующих действий и решений, продуманно выбирая из них наиболее оптимальные, прогнозировать протекание образовательного процесса. Всеми этими свойствами характеризуется устойчивость профессиональной деятельности учителя.

Компетентность является осведомленностью, авторитетностью, обладанием знаниями, которые дают возможность судить о чем-либо, а также системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые дают возможность успешно решать ряд функциональных задач, которые составляют сущность профессиональной деятельности.

Профессиональную компетенцию определяет уровень профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление непрерывно обучаться и самосовершенствоваться, творчески и ответственно относиться к делу.

«Современный педагог: личностные качества, компетенции и задачи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Быть компетентным означает уметь мобилизовать все имеющиеся знания и опыт в конкретных ситуациях. Компетентность учителя специалиста проявляется знаниями, осведомленностью, авторитетом в области педагогики.

Некомпетентность проявляется неумением предвидеть варианты развития процесса в практической педагогической деятельности.

Компетентный педагог характеризуется следующими чертами:

  • знаниями в своей предметной области;
  • личностно-гуманистической ориентацией;
  • владением современными педагогическими технологиями;
  • способностью интегрироваться с опытом;
  • креативностью в профессиональной сфере;
  • наличием рефлексивной культуры.

Основными элементами педагогической компетентности являются:

  • специальная компетентность в сфере преподаваемого предмета, то есть знания по предмету, квалификация и опыт;
  • методическая компетентность в сфере способов формирования ЗУН учеников – овладение разнообразными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение использовать их, знание психологических механизмов усвоения знаний и пр.;
  • психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения – владение педагогической диагностикой, умение выстраивать целесообразные отношения с учениками, осуществление индивидуальной работы, знания в области возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и пр.;
  • дифференциально-психологическая компетентность – умение выявить личностные особенности, установки и направленность учеников, определить и учесть эмоциональное состояние людей, умение грамотно выстраивать отношения с руководителями, коллегами, родителями и учащимися;
  • рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность – умение осознать уровень собственной деятельности, способностей, знание способов профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков своей работы, желание самосовершенствования.

Для того чтобы добиться высоких результатов, необходимо заниматься постоянным изучением себя, своих достоинств и недостатков, постепенно формировать в себе внутренний стержень, на котором будут базироваться не только профессиональные черты, но и личностное развитие.

Чем больше достигнет педагог в профессиональном становлении, тем больше будет развиваться как личность. При этом профессия педагога имеет свою специфику: учителя работают с людьми, то есть его собственная личность – мощный рабочий инструмент. Чем более совершенным будет этот инструмент, тем более успешным будет профессиональный результат. Именно в педагогической деятельности личностный рост – непременное условие достижения профессионализма.

Профессионализм, в качестве психологического и личностного образования характеризуется не столько профессиональными знаниями и умениями, сколько профессионально-значимыми качествами.

Профессиональные качества педагога

Выделяют следующие основные качества, значимые для представителей педагогической профессии:

  • интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью;
  • трудолюбие, порядочность и честность;
  • эмоциональность и оптимизм;
  • выразительность речи, педагогический такт;
  • творческое начало личности;
  • организаторские способности;
  • чувство юмора;
  • настойчивость, дисциплинированность и пр.

Где бы не трудился человек, любая работа предполагает необходимость развития определенного набора навыков. Самым главным навыком, которым должен обладать высококвалифицированный специалист, является навык самообразования. Особенно важно это для педагога, как утверждал Ушинский К.Д., учитель жив до тех пор, пока учится.

Самообразование педагога является необходимым условием профессиональной педагогической деятельности.

Определение 2

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, которая управляется самой личностью, ориентированная на приобретение систематических знаний в определенной научной, технической или культурной области жизни.

Преимущественно основой самообразования выступает интерес занимающегося, органически сочетающийся с самостоятельным изучением материала.

В современной педагогике используют самые разные формы организации самообразования учителя:

  1. Специализированная общеобразовательная подготовка, то есть получение высшего образования или второй специальности;
  2. Непрерывное повышение квалификации в рамках курсовой подготовки в ИРО, либо дистанционные курсы по специальности;
  3. Групповая самообразовательная работа, включающая работу методических объединений и творческих групп, то есть проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий с последующим их анализом;
  4. Участие в работе педсоветов и совещаний, различных семинаров и педагогических чтений и пр.;
  5. Индивидуальная смообразовательная работа, осуществляемая посредством:

    • изучения СМИ;
    • применения вычислительной и оргтехники;
    • посещения музеев и библиотек;
    • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности;
    • формирования портфолио – информация об участии в различных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и пр.

Результат самообразования предполагает создание некоторого продукта, либо достижение чего-либо. Личный план самообразования учителя должен обязательно включать список предполагаемых результатов, которые необходимо достичь в определенные сроки. Результатами самообразования педагога могут выступать:

  • повышение качества преподавания своего предмета;
  • разработка или издание методического пособия, игры, программы, сценария и пр.;
  • разработка новой формы, метода или приема обучения;
  • доклад, выступление на конференции;
  • составление методических рекомендаций по использованию новых информационных технологий;
  • создание комплекта педагогических разработок;
  • тренинги, семинары, конференции, мастер-класс, обобщение опыта по исследованной проблеме в рамках своего предмета;
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Иными словами, саморазвитие является результатом профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков.

Дата последнего обновления статьи: 24.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot