Современные дидактические концепции начали развиваться в XX столетии. Такие концепции были ориентированы не только на развитие у учащихся теоретических знаний, но и на формирование их в качестве полноценных, всесторонне развитых личностей, наделенных творческими навыки, креативным мышлением, нестандартными трудовыми навыками.
Современные концепции включают в себя:
- Программирование учебно-воспитательного процесса;
- Проблемное обучение;
- Развивающее обучение;
- Когнитивная технология;
- Педагогика сотрудничества;
- Кибернетическая концепция обучения.
Концепции развивающего обучения
Развивающее обучение – это организация учебно-воспитательного процесса с ориентацией на развитие ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей и получение эффективной ответной реакции.
Отечественная педагогика имеет ряд разных концепций в направлении развивающего обучения:
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Данная концепция возникла в конце 50-х годов XX столетия. В ней происходит сопоставление процесса обучения, его принципов и методов, соответствующих развитию ребенка, его возрастным этапам и индивидуальным особенностям. Занков рассматривал процесс обучения, как систему деятельности по передаче научной информации, практических навыков и раскрытии природных задатков, базирующуюся на следующих принципах:
- Принцип обучения высокого уровня сложности. Он означает ориентацию обучения на духовное развитие ребенка, формирование его нравственности и предоставление широкого простора в различных направлениях деятельности;
- Принцип изучения образовательной программы в ускоренном темпе. Единообразное изучение и повторение пройденного исключается. Необходимо расширять объем и содержание информационных данных;
- Принцип приоритета теоретических знаний. Он означает, что нельзя ограничиваться только терминами и определениями при изучении научных данных. Важно, дать учащимся понимание зависимостей и законов;
- Принцип осознанного обучения. Учащиеся должны понимать для чего им необходима та или иная учебная информация, важность ее изучения и возможности практического применения;
- Принцип систематизации обучения и постепенного развития каждого учащегося.
Концепция развивающего содержательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Они рассматривали взаимосвязь между возрастным развитием ребенка и становлением его психики и соответствующей организации учебно-воспитательной работы, ориентированной на развитие у учащихся мышления, логики, навыков контроля поведения и определения возраста ребенка, ориентированного на решение специфических учебных задач. В основе развивающего обучения положена теория построения учебного процесса и ее субъекта при освоении теоретического материала за счет наличия навыков анализа, планирования и рефлексии.
Концепция Н.Н. Поспелова. Им было исследовано построение учебного процесса, ориентированного на развитие мыслительных операций, выступающих основой развивающего обучения. Он рассматривал ход развития любой мыслительной операции, как ряд стадий: стихийное – неосознанное совершение операции, полустихийное – выполнение операции с понимание того, как она совершается, но без понимания правил ее совершения и содержания, сознательное- осознанное выполнение операции, с пониманием ее сущности и правил выполнения. Поспелов выдвигает теорию о том, что в ходе обучения необходимо уделять особое внимание развитию навыков анализа и синтеза, которые развивают практические навыки деятельности.
Основы проблемного обучения
Концепции проблемного обучения получили свое развитие и распространение в конце 1960-х - начале 1970-х годов.
Проблемное обучение – это организация учебного процесса путем построения проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить в ходе освоения учебного материала посредством взаимодействия между педагогом и учащимися при максимизации их самостоятельного поиска решения проблемы.
Такое обучение направлено на интеллектуальное развитие учащихся и навыков саморазвития, самообучения и самосовершенствования. Активная поисковая деятельность при решении проблемных ситуаций способствует этим направлениям развития учащихся.
Проблемное обучение на практике реализуется по следующим направлениям:
- Постановка проблемы;
- Анализ вариантов ее рационального решения;
- Постановка гипотезы т.е. выбор пути решения проблемы и обоснование его адекватности и целесообразности;
- Выбор способов проверки гипотезы;
- Проверка гипотезы;
- Анализ итогов проведенных исследований и выявленных результатов.
Проблемное обучение способствует развитию логического и диалектического мышления учащихся, их творческих способностей и способностей принятия нестандартных решений.
Кибернетическая концепция обучения
Последователями данных теоретических разработок были ученые-педагоги С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц. Процесс обучения рассматривался ими, как способ передачи и переработки информационных ресурсов. В их теории происходит обоснование абсолютной роли учебной информации и технологий ее освоения, а соответственно абсолютизируется процесс усвоения знаний.
Организация процесса обучения базируется на информатизации общества и современных компьютерных технологиях. Логические связи, психическое развитие, личность отдельного учащегося с его индивидуальными параметрами развития вообще не учитывается, поскольку не считается значимой. При разработке методики обучения в расчет берется только теория информации и информационных систем, а также кибернетические закономерности передачи информации.
Таким образом, процесс обучения является полностью зависимым от информационного пространства. Информация и законы ее функционирования лежат в основе всех направлений развития общества, в том числе и системы образования.