Понятие и сущность социоцентрического подхода в педагогике
Социоцентрический подход в педагогике – это подход, основанный на признании права каждого человека на воспитание, обучение и развитие.
В соответствии с социоцентрическим подходом, приоритет в организации целенаправленной системы воспитания имеют социальные институты, которые реализуют социальный заказ. К таким институтам относятся образовательные учреждения разных типов (детские сады, школы, высшие учебные заведения, заведения дополнительного образования), театры, музеи и т.д.
В рамках социоцентрического подхода, воспитание рассматривается как трансляция опыта, накопленного исторически и передающегося от поколения к поколению.
Процесс развития личности, в соответствии с социоцентрическим подходом, направляется и контролируется в рамках определенной развивающей программы. Реализация программы сопровождается поиском эффективных средств, направленных на стимулирование у детей развивающей деятельности.
Обучение, организованное на основании социоцентрического подхода, также организуется на основании специально разработанных развивающих программ, реализация которых контролируется не только со стороны педагога, но и со стороны администрации образовательного учреждения. Обучение направлено на передачу детям знаний, получение конкретных умений и навыков, необходимых для применения полученных знаний в повседневной и практической деятельности.
Наиболее ярко и продуктивно социоцентрический подход в педагогике был применен в Советском Союзе. Одним из известных и выразительных его представителей является классик советской педагогики А.С. Макаренко. Модель воспитания и обучения, созданная А.С. Макаренко в трудовой колонии имени Максима Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского, были основаны на социоцентрическом подходе к детям. Основной целью воспитания и обучения была организация педагогической деятельности, направленной на формирование коллективиста, который способен был полезным обществу в реализуемом коллективном труде.
В настоящее время выделяют ряд особенностей социоцентрического подхода в педагогике, которые «вытекают» из его сущности:
- Процесс обучения и воспитания, организованный на основании данного подхода имеет конкретно заданную внешнюю цель.
- Обучение и воспитание, направленно на формирование общепризнанной модели личности человека и гражданина.
- В основе педагогического процесса лежит универсальность содержания воспитательно-образовательной деятельности детей и педагога.
- Педагогический процесс, в рамках социоцентрического подхода, характеризуется общностью технологий.
- Педагогический процесс состоит их технологий, которые могут быть адаптированы и успешно использованы в рамках другого воспитательно-образовательного подхода.
История возникновения и развития социоцентрического подхода в педагогике
Смыслообразующим началом данного подхода является его терминология. Понятие «социоцентрический» состоит из двух слов, которые означают «социо» - общество, «центрический» - основание, фундамент. То есть, социоцентрический подход – это подход, в основу которого положены цели воспитания и обучения исходящие непосредственно от общества.
Основоположником данного подхода является Аристотель, который первый в истории образования выдвинул идею об универсальности этапов процессов воспитания и обучения для всех людей. Им была предложена первая возрастная периодизация, в соответствии с которой необходимо осуществлять организованный воспитательно-образовательный процесс.
Возникновение и последующая популярность социоцентрического подхода обусловлена тем, что она была первым противовесом теории о неравенстве людей. Аристотель же доказал, что все люди равны, все проходят одинаково этапы воспитания и обучения, соответственно все должны иметь равные права в развитии. Однако широкого распространения подход не получил, так как государство того времени не могло обеспечить всем своим гражданам равные права в сфере образования.
Дальнейшее упоминание о социоцентрическом подходе встречается в работах Т. Мору, который на основании данного подхода предлагал организовать специальные образовательно-воспитательные детские городки. По его мнению, воспитание, обучение и развитие детей должно осуществлять изолированно от общества, с целью получения идеального человека, отвечающего требованиями современного общества. Эта идея была популярна вплоть до 20-х годов ХХ века, ее поддерживали социалисты-утописты. Эту идею поддерживал и А.С. Макаренко, который считал, что «только детский дом, есть идеальная форма качественного советского воспитания».
В последующем, идея воспитания детей на благо общества вне семьи была отвергнута. Социоцентрический подход используется в современной системе образования, однако он адаптирован под современные условия.
Организация воспитания и обучения в рамках социоцентрического подхода
Воспитание – это целенаправленно организованное влияние на личность, с целью ее формирования и всестороннего развития.
Обучение – это специально организованный процесс, в основе которого лежит педагогическое воздействие на ребенка, с целью передачи ему необходимых знаний, умений и навыков.
Процессы обучения и воспитания рассматриваются с различных точек зрения, разные авторы дают свое определение каждому понятию, вкладывая в них свой смысл и понимание.
В соответствии с социоцентрическим подходом, воспитание и обучение представляют собой совокупный процесс, который состоит из нескольких элементов, таких как: разнообразные типы влияния на личность ребенка со стороны педагогов, родителей, сверстников, коллектива и окружающего социума.
Организация целенаправленного педагогического процесса в образовательном учреждении, на основании социоцентрического подхода, возможна только в единстве процессов воспитания и обучения. Основными направлениями воспитания детей являются: нравственное, эстетическое, экономическое, гражданское, физическое и трудовое. Все направления реализуются комплексно, с целью воспитания разносторонней личности.
Успешность социоцентрического подхода воспитания и обучения зависит от взаимосвязи всех составляющих ее направлений. Это обусловлено тем, что каждое направление формирует определенные личностные качества ребенка.
Необходимо также отметить, что социоцентрический подход воспитания и обучения содержит некоторую опасность усреднения, нивелировании и стандартизации процесса воспитания. Поэтому каждый педагог, беря за основу социоцентрический подход, должен создавать условия для сохранения возможности каждому ребенку проявлять свою индивидуальность.
Таким образом, социоцентрический подход основан на признании за каждым человеком права на воспитание, обучение и развитие.