Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социоцентрический подход в педагогике

Понятие и сущность социоцентрического подхода в педагогике

Определение 1

Социоцентрический подход в педагогике – это подход, основанный на признании права каждого человека на воспитание, обучение и развитие.

В соответствии с социоцентрическим подходом, приоритет в организации целенаправленной системы воспитания имеют социальные институты, которые реализуют социальный заказ. К таким институтам относятся образовательные учреждения разных типов (детские сады, школы, высшие учебные заведения, заведения дополнительного образования), театры, музеи и т.д.

Замечание 1

В рамках социоцентрического подхода, воспитание рассматривается как трансляция опыта, накопленного исторически и передающегося от поколения к поколению.

Процесс развития личности, в соответствии с социоцентрическим подходом, направляется и контролируется в рамках определенной развивающей программы. Реализация программы сопровождается поиском эффективных средств, направленных на стимулирование у детей развивающей деятельности.

Обучение, организованное на основании социоцентрического подхода, также организуется на основании специально разработанных развивающих программ, реализация которых контролируется не только со стороны педагога, но и со стороны администрации образовательного учреждения. Обучение направлено на передачу детям знаний, получение конкретных умений и навыков, необходимых для применения полученных знаний в повседневной и практической деятельности.

Наиболее ярко и продуктивно социоцентрический подход в педагогике был применен в Советском Союзе. Одним из известных и выразительных его представителей является классик советской педагогики А.С. Макаренко. Модель воспитания и обучения, созданная А.С. Макаренко в трудовой колонии имени Максима Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского, были основаны на социоцентрическом подходе к детям. Основной целью воспитания и обучения была организация педагогической деятельности, направленной на формирование коллективиста, который способен был полезным обществу в реализуемом коллективном труде.

«Социоцентрический подход в педагогике » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В настоящее время выделяют ряд особенностей социоцентрического подхода в педагогике, которые «вытекают» из его сущности:

  1. Процесс обучения и воспитания, организованный на основании данного подхода имеет конкретно заданную внешнюю цель.
  2. Обучение и воспитание, направленно на формирование общепризнанной модели личности человека и гражданина.
  3. В основе педагогического процесса лежит универсальность содержания воспитательно-образовательной деятельности детей и педагога.
  4. Педагогический процесс, в рамках социоцентрического подхода, характеризуется общностью технологий.
  5. Педагогический процесс состоит их технологий, которые могут быть адаптированы и успешно использованы в рамках другого воспитательно-образовательного подхода.

История возникновения и развития социоцентрического подхода в педагогике

Замечание 2

Смыслообразующим началом данного подхода является его терминология. Понятие «социоцентрический» состоит из двух слов, которые означают «социо» - общество, «центрический» - основание, фундамент. То есть, социоцентрический подход – это подход, в основу которого положены цели воспитания и обучения исходящие непосредственно от общества.

Основоположником данного подхода является Аристотель, который первый в истории образования выдвинул идею об универсальности этапов процессов воспитания и обучения для всех людей. Им была предложена первая возрастная периодизация, в соответствии с которой необходимо осуществлять организованный воспитательно-образовательный процесс.

Возникновение и последующая популярность социоцентрического подхода обусловлена тем, что она была первым противовесом теории о неравенстве людей. Аристотель же доказал, что все люди равны, все проходят одинаково этапы воспитания и обучения, соответственно все должны иметь равные права в развитии. Однако широкого распространения подход не получил, так как государство того времени не могло обеспечить всем своим гражданам равные права в сфере образования.

Дальнейшее упоминание о социоцентрическом подходе встречается в работах Т. Мору, который на основании данного подхода предлагал организовать специальные образовательно-воспитательные детские городки. По его мнению, воспитание, обучение и развитие детей должно осуществлять изолированно от общества, с целью получения идеального человека, отвечающего требованиями современного общества. Эта идея была популярна вплоть до 20-х годов ХХ века, ее поддерживали социалисты-утописты. Эту идею поддерживал и А.С. Макаренко, который считал, что «только детский дом, есть идеальная форма качественного советского воспитания».

В последующем, идея воспитания детей на благо общества вне семьи была отвергнута. Социоцентрический подход используется в современной системе образования, однако он адаптирован под современные условия.

Организация воспитания и обучения в рамках социоцентрического подхода

Определение 2

Воспитание – это целенаправленно организованное влияние на личность, с целью ее формирования и всестороннего развития.

Обучение – это специально организованный процесс, в основе которого лежит педагогическое воздействие на ребенка, с целью передачи ему необходимых знаний, умений и навыков.

Процессы обучения и воспитания рассматриваются с различных точек зрения, разные авторы дают свое определение каждому понятию, вкладывая в них свой смысл и понимание.

В соответствии с социоцентрическим подходом, воспитание и обучение представляют собой совокупный процесс, который состоит из нескольких элементов, таких как: разнообразные типы влияния на личность ребенка со стороны педагогов, родителей, сверстников, коллектива и окружающего социума.

Организация целенаправленного педагогического процесса в образовательном учреждении, на основании социоцентрического подхода, возможна только в единстве процессов воспитания и обучения. Основными направлениями воспитания детей являются: нравственное, эстетическое, экономическое, гражданское, физическое и трудовое. Все направления реализуются комплексно, с целью воспитания разносторонней личности.

Успешность социоцентрического подхода воспитания и обучения зависит от взаимосвязи всех составляющих ее направлений. Это обусловлено тем, что каждое направление формирует определенные личностные качества ребенка.

Необходимо также отметить, что социоцентрический подход воспитания и обучения содержит некоторую опасность усреднения, нивелировании и стандартизации процесса воспитания. Поэтому каждый педагог, беря за основу социоцентрический подход, должен создавать условия для сохранения возможности каждому ребенку проявлять свою индивидуальность.

Замечание 3

Таким образом, социоцентрический подход основан на признании за каждым человеком права на воспитание, обучение и развитие.

Дата последнего обновления статьи: 30.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot