Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Материализм и другие направления как основа педагогического процесса

Методологическая основа педагогики – это философия.

Существуют разные философские направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, неотомизм, диалектический материализм, бихевиоризм и другие. Остановимся на некоторых из них.

Прагматизм

Прагматизм является философским направлением, которое возникло в конце девятнадцатого начале двадцатого века. Стремительное развитие науки и техники значительно подорвали основы абсолютного идеализма, не способного противостоять материализму.

Основателями прагматической философии стал Чарльз Пирс. Теории ранних прагматистов развил американский педагог Дьюи. Он объединил их в систему, названную инструментализмом. Основные положения этой системы заключались в следующем:

  • школа не должна быть оторвана от жизни, а обучение - от воспитания;
  • обучение и воспитание должны реализовываться путем выполнения практической деятельности;
  • в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать.

Главными понятиями в прагматизме являлись – «опыт» и «дело». Познание действительности отождествлялось с индивидуальным опытом человека, игнорируя научные знания. Знания, по мнению прагматистов, являются истинными, если они получены в процессе практической деятельности и являются полезными для человека. Индивидуальный опыт ребенка в прагматизме является основой учебного процесса.

В шестидесятые годы прошлого столетия прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями прагматизма привела к снижению качественного уровня обучения и воспитания. В условиях научно-технического прогресса возникла потребность в людях семьях с жесткими, благоустроенными знаниями и принципами поведения. Это породило модернизацию классического прагматизма. Результатом такого пересмотра стал неопрагматизм. Воспитание в этой теории понимается как процесс социализации личности.

Главная суть неопрагматичной концепции воспитания - самоутверждение личности и усиление личностной направленности воспитания. Источники роста и гуманности личности сторонники неопрагматизма видят исключительно в самой личности. Образование, согласно данной теории, сводится к процессу самовыражения инстинктов и склонностей, заложенных в ребенке.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм до сих пор является ведущим направлением американской педагогики и имеет распространение в других странах запада.

Материализм

Диалектический материализм представляет собой философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материализм зарождается в 40-х годах девятнадцатого века и наиболее широкое распространение получает в двадцатом веке. Яркими представителями этого направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма заключаются в следующем:

  • материя первична, а сознание вторично;
  • сознание рождается в результате развития материи, в частности мозга человек, и является его продуктом;
  • явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы;
  • все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются.

Значительное место в философии диалектического материализма занимают основные законы диалектики:

  • переход количественных изменений в качественные,
  • единство и борьба противоположностей,
  • отрицание возражений.

Диалектико-материалистическая педагогика основывается на том, что личность и ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Важную роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание, по мнению материалистов, является сложным социальным процессом, имеющим исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека, согласно концепции материалистов, находятся в единстве. Личность проявляется и формируется через деятельность.

Социоцентризм

Для социоцентрических педагогических систем характерны:

  • наличие четкой образовательной цели, которая выражена в универсальной модели личности;
  • наличие детально разработанной диагностики с определенными критериями педагогического процесса;
  • логическое построение этапов и содержания образования и развития личности.

Приверженцами социоцентрических образовательных систем были: Аристотель, Мора, Я. А. Коменский, Дж. Локка, Г. Ноль, К. Д. Ушинский, Б. Ф. Скиннер, Т. Кампанелла, А. С. Макаренко, Н. Е. Щурков. Системы других ученых так же носили социоцентрические черты:

  • система развивающего обучения В.В. Давыдова и Л.В. Занкова;
  • концепция этапированного формирования умственных действий Л.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной;
  • система опережающего обучения С.Н. Лысенковой;
  • система крупноблочного обучения В.Ф. Шаталова;
  • концепция формирования морального сознания личности Л. Кольберга.

В социоцентрических педагогических системах человек является продуктом социальной среды, его главная миссия - служение обществу. Основная функция образования — подготовка индивида к жизни в обществе и выполнению обозначенных социальных ролей. Образовательные цели при таком подходе определяются исключительно потребностями социума, человек лишь средство их удовлетворения. Педагогическим идеалом в социоцентрических образовательных системах является законопослушный гражданин, который ставит интересы государства выше личных. Подобная система четко ориентирована на социальный заказ образованию.

Для этой модели педагогической деятельности характерны авторитарность, нивелирование личности учащегося, который является объектом педагогического воздействия. Цель образования, особенно в тоталитарных государствах сводится к подготовке «человека-болтика» для государственной машины. Педагогические средства манипулирования личностью учащегося включают в методы стимулирования, контроля, подкрепления, коррекции, подавления и наказания. Социоцентрические модели получили свое развитие государствах Древней Спарты, Советского Союза, фашистской Германии, Северной Кореи.

У социоцентрической модели педагогической деятельности имеются определенные преимущества, в частности:

  • прогнозирование результатов деятельности по времени и по содержанию;
  • технологизированность , дающая возможность копирования системы;
  • проверяемость и контролируемость деятельности субъектов образовательного процесса.

Параллельно имеются и недостатки:

  • единообразие содержания и методов образования;
  • жесткие рамки деятельности педагогов и учащихся;
  • манипулирование поведением и сознанием учащегося.

Антропоцентризм

Антропоцентрическая педагогическая модель базируется на уникальности и неповторимости личности, потенциальной талантливости человека, требующей развития посредством образования. Цель образования заключается в том, чтобы научить человека создавать себя как личность. Развитие индивидуальности в процессе самосозидания, основанной на внутренней активности личности - основная цель антропоцентрических педагогических систем. Роль взрослых в таких системах заключается в предоставлении учащимся свободы добиваться истины самостоятельно, руководствуясь своими предпочтениями, в предоставлении всевозможных предметных сфер деятельности для их развития.

Антропологическую образовательную модель характеризуют следующие принципы:

  • индивидуализация;
  • свободное, естественное развитие человека;
  • развития творческих задатков.

Эти принципы очень сложно реализовать в процессе массового образования. Процесс развития личности заключается в самоактуализации, саморазвитии, самовыражении и самоутверждении. Педагог при таком подходе становится партнером, на равных сотрудничающим с учащимся. Методами образования в антропоцентрических педагогических системах являются диалог, игра и свободное творчество. Так как основной целью образования, согласно теории антропоцентризма, является самовыражение и самораскрытие уникальности каждого ребенка, то скопировать эту образовательную систему не представляется возможным. Поэтому представители антропоцентрических педагогических систем проектируют не логику изучения, не последовательность этапов развития, а условия развития обучаемого и требования к педагогу. Так формируется естественная развивающая среда с огромным арсеналом педагогических средств, которые используются педагогом для стимуляции развития творческих качеств ребенка.

Гуманизм

Гуманизм – теория, которая признает ценность человеческой личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В этой системе благо отдельного индивида является критерием для оценки социальных явлений, принципы равенства и справедливости – это норма отношений в обществе.

Материализм и другие направления как теоретическая основа педагогического процесса

Рис.1

С гуманизмом тесно связаны такие направления образования, как антропософия, свободное воспитание, природосообразность, неопозитивизм, позитивный экзистенциализм, педоцентризм. Также идеи гуманизма являются базисом всех религиозных систем. Пример гуманистической педагогической теории – это гуманистическая теория К.Д. Ушинского.

В современной педагогике очень развиты принципы гуманистической педагогической концепции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot