Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Сущность системно-деятельностного подхода

Определение 1

Системно-деятельностный подход – это способ организации образовательной деятельности, основанный на разностороннем развитии личности ребенка, формировании у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности.

Данный подход лежит в основе образовательных стандартов нового поколения. Его использование ориентировано на формирование нового гражданина, обладающего гражданской идентичностью, творческой ориентацией деятельности, умением использовать творческий подход к решению любых задач.

Согласно системно-деятельностному подходу, образовательный процесс реализуется таким образом, чтобы обучение было нацеленным на развитие и они следовали друг за другом. Иными словами, процесс обучения должен способствовать всестороннему развитию личности учащегося.

После принятия ФГОС нового поколения, системно-деятельностный подход стал основой функционирования образовательной организации любого уровня. Образовательные программы строятся на основе данного подхода.

Сущность данного подхода в современном образовании и воспитании сводится к следующему:

  1. Воспитание рассматривается, как процесс преобразования знаний о ценностях и нормах поведения в практические навыки их применения, в мотивы поведения, установки и личностные ценностные ориентиры социальной жизнедеятельности. Все ценности, которыми обладает культура народа, идеалы должны стать осознанными мотивами социального поведения подрастающего поколения.
  2. Усвоение ребенком нравственных, культурных и иных ценностей, их трансформация может быть реализована только в ходе деятельности. Деятельность лежит в основе принятия ценностей и норм социального поведения. Необходимо создавать специально организованную педагогическую работу, позволяющую создать условия для совместной деятельности педагога и учащихся, коллективной деятельности учащихся.
«Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Применение системно-деятельностного подхода в современной образовательной деятельности имеет свою специфику. Она заключается в следующем:

  1. Процесс воспитания не может быть сведен к одному виду деятельности. Он пронизывает весь спектр образовательной деятельности, охватывая процесс обучения, физического воспитания, систему коммуникаций учащихся, спортивную деятельность, досуговые мероприятия, творческие направления деятельности.
  2. Семья и образовательное учреждения утратили свое монопольное право на обучение и воспитание подрастающего поколения. Новые стандарты требуют организации совместной педагогической деятельности семьи и образовательного учреждения, основанной на сотрудничестве и единой направленности воспитательного воздействия.
  3. Отсутствие готовых знаний. Если ранее, обучение основывалось на передаче научных знаний учащимся и их усвоении ими, то теперь происходит передача знаний и формирование практических навыков по самостоятельному поиску информации, совершению открытий, проведению экспериментальной и творческой деятельности, которая направляется и контролируется педагогом.
  4. В основе системно-деятельностного подхода лежит постановка проблемной ситуации, которая активизирует исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. Постановка проблемы требует выдвижения гипотезы ее разрешения, предложения идей, вариантов ее устранения, приемов поиска определенной информации по данной проблеме, построение схем, моделей, проектов ее решения.
Замечание 1

Таким образом, система образования сегодня, ориентирована на личностное развитие каждого учащегося через разные направления деятельности, преобразование своих знаний в личностные ценности и ориентиры социального поведения.

Структура учебного занятия на основании системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании предполагает использование технологии построения учебного занятия, основанной на поэтапной деятельности. Урок реализуется в течение следующих этапов:

  1. Организация учебного занятия. Начало занятия должно мотивировать учащихся к деятельности. Данный этап нацелен на внедрение учащегося в познавательный процесс, в деятельность, которая воспринимается им, как личностно-значимая. Этот этап является кратким по продолжительности (буквально пару минут), но имеет фундаментальное значение, поскольку от мотивации к деятельности зависит ее эффективность. педагог настраивает учащихся на работу. При этом, он старается объяснить им ее суть, обозначить тему и дать возможность высказать свои предположения о том, что именно будет изучаться и, что для этого понадобиться.
  2. Актуализация знаний учащихся. Как правило, темы уроков связаны между собой. Изучение новой темы требует повторение предыдущей, ее укрепления в памяти. Педагог напоминает о том, что изучалась ранее, оценивает трудности учащихся, которые связаны с изучением новой темы. Здесь используются упражнения для тренировки памяти и мыслительной деятельности, актуализации знаний и навыков, усвоенных ранее.
  3. Постановка цели учебного занятия. Педагог ставит перед учащимися проблему, которую необходимо решить. Цель урока может быть поставлена в виде вопроса, ответ на который необходимо отыскать. Цель учебного занятия является основой для поиска путей решения проблемы. Педагог строит диалоги с учащимися, которые подводят их к теме исследования, побуждают к деятельности.
  4. Определение способа решения имеющейся проблемы. Осуществляется совместная разработка способа решения, поставленной на уроке задачи или проблемы. Обсуждаются варианты ее решения, предлагаются разнообразные способы и выбирается оптимальный, который обсуждается и анализируется. В качестве методов работы над поиском способа решения проблемы используется проведение исследований учащимися, построение ими собственного плана и алгоритма действий. Данный этап завершается получением нового знания учащимися. Они добывают его в ходе самостоятельной работы, самостоятельного поиска.
  5. Закрепление нового знания. Полученное знание повторяется, поясняется, комментируется и, при необходимости, аргументируется. Осуществляется совместное выполнение заданий, требующих использование нового знания для их решения. Алгоритм их выполнения громко проговаривается и повторяется неоднократно.
  6. Самостоятельная работа учащихся. Дается задание, которое учащиеся должны выполнить самостоятельно и оценить результаты своей работы. Учащиеся должны сделать вывод о том, насколько хорошо они усвоили новую тему, все ли им понятно. Если имеются вопросы и затруднения, необходимо обратиться за помощью и повторным объяснением к педагогу.
  7. Внедрение нового знания в систему деятельности учащихся. Новое знание требует закрепления. Для этого даются задания на выбор тех, которые требуют использования нового знания, а также совместного использования ранее полученных знаний и нового.
  8. Подведение итогов учебного занятия. Осуществляется анализ деятельности, реализуется самооценка своего труда каждым учащимся.
Дата последнего обновления статьи: 12.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot