Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход как основа современного образовательного процесса

Определение 1

ФГОС – это нормативные правовые акты, в которых закреплены правила реализации педагогического процесса и исполнения образовательной программы всеми образовательными институтами и учреждениями страны.

Законодательство РФ предусматривает особый порядок реализации образовательной деятельности, регламентируемый федеральными образовательными стандартами – ФГОС.

Федеральные стандарты определяют порядок организации образовательного процесса, использования методов и приемов обучения и воспитания, ориентируясь на достижение целевого назначения образования и формирования общенаучных компетентностей у учащихся.

В этой связи, образовательный процесс, рассматривается как способ развития у учащихся навыков самостоятельного действия т.е. творческой активности, умения искать информацию и практически ее использовать, мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию.

В основе образовательных стандартов нового поколения заложен системно-деятельностный подход. Он ориентирован на создание условий личностного развития обучающегося. Обучение не должно быть направлено только на усвоение научных теоретических знаний. Оно должно включать мероприятия по развитию учащихся т.е. формировать у них навыки самообучения и стремление к непрерывному саморазвитию.

Системно-деятельностный подход заложен в образовательную программу общего образования. Содержание системно-деятельностного обучения, его методы и приемы заложены в ФГОС нового поколения.

Замечание 1

В основе системно-деятельностного подхода заложена идея о том, что знания, полученные в ходе обучения, информация о ценностях и нормах должны быть преобразованы в мотивы поведения и ориентиры жизнедеятельности каждого учащегося.

«Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Освоение ценностей происходит посредством деятельности ребенка, причем не имеет значение ее направленность. Деятельность формирует основы развития, способствует усвоению культуры и формированию ценностных ориентаций. В процессе деятельности ребенок осваивает моральные устои социального существования и взаимодействия. Без деятельности их осознанное восприятие и усвоение невозможно, поскольку только практические навыки дают реальный эффект.

Основные компоненты системно-деятельностного подхода

К основным компонентам системно-деятельностного подхода относятся следующие:

  1. Последовательное представление образовательной программы. Обучение происходит поэтапно. Учащиеся осваивают учебный материал, как последовательность конкретных задач, проблем, которые требуют разрешения. Успешное решение задачи определяет переход на следующий этап обучения: новую ступень, стадию, курс. На основании исследований, применяемых в ходе решения задач, происходит развитие навыков обобщения, анализа. Выводы, по каждому решенному вопросу, позволяют делать определенные умозаключения, активизируют мышление.
  2. Покомпонентное формирование навыков совершения какого-то практического действия или выполнения мыслительной операции.
  3. Информационно-культурный компонент. Применение системно-деятельностного подхода направлено на культурное развитие учащихся и формирование у них навыков коммуникативного информационного взаимодействия.

Особенности реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Системно-деятельностный подход основан на реализации такого обучения, которое не дает готовые знания. Знания необходимо добывать самостоятельно, развиваясь и совершенствуя свои навыки в течение всей жизни. В процессе обучения используются методы исследования, экспериментальная работа, проектная деятельность, в ходе которой учащиеся самостоятельно отыскивают информацию, делают разнообразные выводы. Такое обучение имеет свои особенности реализации:

  1. Процесс образования и воспитания не отделимы друг от друга. Воспитание не касается только одного вида или направления деятельности. Оно заложено во всю образовательную деятельность: учебную работу, трудовую, творческую, исследовательскую, досуговую, физическую активность, коммуникативное взаимодействие.
  2. Монополии на воспитание, развитие и социализацию ребенка не имеет ни семья, ни учебные организации. Этот процесс является системным, с комплексным применением различных средств, методов и направлений работы, тесного взаимодействия между семьей и школой.
  3. Развитие у учащегося навыков к самообучению, самопознанию, саморазвитию. Необходимо добиться осознания учащимся необходимости обучаться и познавать, исследовать устройство окружающего мира и его процессов.
  4. Развитие у учащихся потребности и навыков творческого подхода к образовательной деятельности. учащиеся должны уметь преобразовывать информацию, использовать креативное мышление в своей работе.
  5. Использование системно-деятельностного подхода нацелено на достижение личного образовательного результата. Для этого, обучение строится специальным образом: проектная деятельность, деловые игры, моделирование.

Преимущества использования системно-деятельностного подхода

Использование системно-деятельностного подхода в основе современного обучения имеет определенные преимущества. Они состоят в следующем:

  1. Рациональное сочетание и взаимодействие с инновационными образовательными технологиями: ИКТ, проектная деятельность, деловые игры, метод дискуссий и дебатов, исследовательская деятельность;
  2. Ориентация на формирование универсальных учебных действий;
  3. Формирование ключевых компетентностей учащегося: технологическая компетентность, навыки и стремление к решению проблем, умение находить выход из нестандартных ситуаций, навыки применения информационных ресурсов, стремление к самообразованию, умение строить коммуникативные связи и строить социальное взаимодействие;
  4. Предоставление каждому учащемуся права на ошибку, получение опыта, поиска верного решения, путем проб и терпения неудач;
  5. Создание педагогом ситуации успеха для каждого учащегося. Педагог помогает исключить страх неудачи и возможность совершения ошибки рассматривает, как ценный опыт;
  6. Актуализация знаний и навыков учащихся в ходе приобретения новых знаний;
  7. Развитие умений адекватного самооценивания и анализирования своей деятельности. учащиеся сами подводят итоги своей деятельности, определяют ошибки, которые были совершены и направления совершенствования своей учебной деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot