Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС

Организация учебного занятия по математике на основе системно-деятельностного подхода

Определение 1

Системно-деятельностный подход – это объединение принципов системного и деятельностного обучения, реализуемое посредством системного подхода к цели, методике и технологии обучения и использования деятельностного подхода в качестве средства достижения цели обучения.

Достижение цели при реализации системно-деятельностного подхода осуществляется за счет применения информационных технологий в образовательном пространстве.

Системно-деятельностный подход лежит в основе принятых государственных образовательных стандартов – ФГОС. Он предъявляет новые требования к организации учебного процесса и отдельного учебного занятия.

Так, кардинально меняется позиция учащегося: он становится активным субъектом обучения и сам ставит цели и задачи своего образования, определяет пути их достижения и подводит итоги своей деятельности. Это выдвигает новые направления деятельности педагога и новые формы организации учебных занятий.

Педагогу необходимо организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся стремился к реализации творческого подхода к познанию, умел преобразовывать учебный материал для его успешного усвоения.

Педагог не дает учащимся готовые знания, а учит их способам их получения. Он не преподносит информацию в готовом виде и задает наводящие вопросы, организует исследовательскую деятельность и

Системно-деятельностный подход изменяет компоненты познавательного процесса. При изучении математики основными компонентами изучения материала урока становится развитие навыков восприятия учебной информации, формирование аналитических способностей, формирование образов изучаемых процессов и явлений и самооценка собственных математических способностей, успехов и неудач.

«Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, урок математики строится таким образом, чтобы достичь развития у учащихся навыков работы т.е. они должны научиться познавать, должны освоить приемы и методы математического познания, активизируя работу мыслительных процессов и логики.

Системно-деятельностный подход, особенно актуален, при организации уроков математики, поскольку, он не предполагает подачу готовых знаний и их механическое запоминание, а заставляет учащихся самостоятельно достигать цели урока, добывать информацию, что активизирует работу логического мышления.

Таким образом, учебное занятие по математике имеет несколько этапов реализации:

  1. Постановка педагогом проблемы. Педагог озвучивает проблемную ситуацию, которую необходимо разрешить в ходе данного урока.
  2. Принятие учащимися проблемной ситуации.
  3. Раскрытие проблемы. Учащиеся задают педагогу вопросы, пытаются выявить проблему, конкретизировать ее.
  4. Направление поисковой или исследовательской деятельности учащихся. Педагог помогает учащимся в выборе направлений поиска. При этом, он выполняет роль наставника, советчика. Учащиеся выдвигают гипотезы, а педагог помогает понять их актуальность или нецелесообразность.
  5. Самостоятельное решение поставленной проблемы, задачи урока учащимися. Учащиеся осуществляют поиск информации, проводят исследование, чтобы найти ответ на конкретный вопрос. Проводится проверка гипотезы.
  6. Подведение итогов. Обсуждение результатов работы.

Разновидности уроков математики, основанные на системно-деятельностном подходе

Уроки математики, основанные на реализации деятельностного подходе в обучении и системной направленности в его методике, могут иметь следующие разновидности:

  1. Уроки получения нового знания. Они еще называются «открытием» нового знания. Такие уроки обучают способам получения учащимися новых знаний, способам познавательной деятельности, достижению целей и задач урока математики. На таких роках происходит освоение новой темы по математики, расширяется понятийный аппарат учащихся за счет усвоения ими новых теоретических знаний.
  2. Уроки рефлексии. Они ориентированы на развитие у учащихся навыков самопознания и саморазвития. Это позволяет обратить внимание учащихся на самих себя, на собственное сознание и математические способности. Учащиеся учатся адекватно оценивать свои достижения в области изучения математики, выявлять затруднения в деятельности, их причины и способы преодоления.
  3. Уроки развивающего контроля. Такие уроки учат учащихся контролировать и координировать свою учебную деятельность. Учащиеся контролируют уровень математического познания, степень усвоения понятий и алгоритмов решения математических задач. Данные уроки реализуются на основе предоставления учащимся шаблонов выполнения различных операций, решения математических задач. Учащиеся сопоставляют собственное решение с существующим алгоритмом и оценивают итоги своей деятельности по предусмотренным критериям. Это предполагает написание учащимися контрольной работы по математике, по конкретной теме. Затем осуществляется сверка выполнения данной работы с существующим эталоном и оценивается уровень соответствия.
  4. Уроки общеметодологического характера. Они ориентированы на оказание учащимся помощи в освоении новых математических понятий и алгоритмов. На данных уроках происходит изучение математической теории и методических основ ее познания.

Практические уроки по математике на основе системно-деятельностного подхода

Практические занятия по математике направлены на развитие навыков решения математических задач, проведение математических вычислений. Они активизируют логическое мышление учащихся и формируют основы доказательного мышления.

Практический урок математики, основанный на системно-деятельностном подходе, реализуется на основе использования методов проблемного обучения. Именно они помогают развивать навыки познавательной деятельности, развивают представления о способах получения новых знаний и навыков деятельности. При их использовании педагог предлагает учащимся проблему, т.е. формулирует тему исследования. При этом, проблема содержит в себе компонент «затруднения», связанного с недостаточностью знаний учащегося, ввиду чего ему требуется новое знание, информация из новой темы.

Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot