Организация учебного занятия по математике на основе системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – это объединение принципов системного и деятельностного обучения, реализуемое посредством системного подхода к цели, методике и технологии обучения и использования деятельностного подхода в качестве средства достижения цели обучения.
Достижение цели при реализации системно-деятельностного подхода осуществляется за счет применения информационных технологий в образовательном пространстве.
Системно-деятельностный подход лежит в основе принятых государственных образовательных стандартов – ФГОС. Он предъявляет новые требования к организации учебного процесса и отдельного учебного занятия.
Так, кардинально меняется позиция учащегося: он становится активным субъектом обучения и сам ставит цели и задачи своего образования, определяет пути их достижения и подводит итоги своей деятельности. Это выдвигает новые направления деятельности педагога и новые формы организации учебных занятий.
Педагогу необходимо организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся стремился к реализации творческого подхода к познанию, умел преобразовывать учебный материал для его успешного усвоения.
Педагог не дает учащимся готовые знания, а учит их способам их получения. Он не преподносит информацию в готовом виде и задает наводящие вопросы, организует исследовательскую деятельность и
Системно-деятельностный подход изменяет компоненты познавательного процесса. При изучении математики основными компонентами изучения материала урока становится развитие навыков восприятия учебной информации, формирование аналитических способностей, формирование образов изучаемых процессов и явлений и самооценка собственных математических способностей, успехов и неудач.
Таким образом, урок математики строится таким образом, чтобы достичь развития у учащихся навыков работы т.е. они должны научиться познавать, должны освоить приемы и методы математического познания, активизируя работу мыслительных процессов и логики.
Системно-деятельностный подход, особенно актуален, при организации уроков математики, поскольку, он не предполагает подачу готовых знаний и их механическое запоминание, а заставляет учащихся самостоятельно достигать цели урока, добывать информацию, что активизирует работу логического мышления.
Таким образом, учебное занятие по математике имеет несколько этапов реализации:
- Постановка педагогом проблемы. Педагог озвучивает проблемную ситуацию, которую необходимо разрешить в ходе данного урока.
- Принятие учащимися проблемной ситуации.
- Раскрытие проблемы. Учащиеся задают педагогу вопросы, пытаются выявить проблему, конкретизировать ее.
- Направление поисковой или исследовательской деятельности учащихся. Педагог помогает учащимся в выборе направлений поиска. При этом, он выполняет роль наставника, советчика. Учащиеся выдвигают гипотезы, а педагог помогает понять их актуальность или нецелесообразность.
- Самостоятельное решение поставленной проблемы, задачи урока учащимися. Учащиеся осуществляют поиск информации, проводят исследование, чтобы найти ответ на конкретный вопрос. Проводится проверка гипотезы.
- Подведение итогов. Обсуждение результатов работы.
Разновидности уроков математики, основанные на системно-деятельностном подходе
Уроки математики, основанные на реализации деятельностного подходе в обучении и системной направленности в его методике, могут иметь следующие разновидности:
- Уроки получения нового знания. Они еще называются «открытием» нового знания. Такие уроки обучают способам получения учащимися новых знаний, способам познавательной деятельности, достижению целей и задач урока математики. На таких роках происходит освоение новой темы по математики, расширяется понятийный аппарат учащихся за счет усвоения ими новых теоретических знаний.
- Уроки рефлексии. Они ориентированы на развитие у учащихся навыков самопознания и саморазвития. Это позволяет обратить внимание учащихся на самих себя, на собственное сознание и математические способности. Учащиеся учатся адекватно оценивать свои достижения в области изучения математики, выявлять затруднения в деятельности, их причины и способы преодоления.
- Уроки развивающего контроля. Такие уроки учат учащихся контролировать и координировать свою учебную деятельность. Учащиеся контролируют уровень математического познания, степень усвоения понятий и алгоритмов решения математических задач. Данные уроки реализуются на основе предоставления учащимся шаблонов выполнения различных операций, решения математических задач. Учащиеся сопоставляют собственное решение с существующим алгоритмом и оценивают итоги своей деятельности по предусмотренным критериям. Это предполагает написание учащимися контрольной работы по математике, по конкретной теме. Затем осуществляется сверка выполнения данной работы с существующим эталоном и оценивается уровень соответствия.
- Уроки общеметодологического характера. Они ориентированы на оказание учащимся помощи в освоении новых математических понятий и алгоритмов. На данных уроках происходит изучение математической теории и методических основ ее познания.
Практические уроки по математике на основе системно-деятельностного подхода
Практические занятия по математике направлены на развитие навыков решения математических задач, проведение математических вычислений. Они активизируют логическое мышление учащихся и формируют основы доказательного мышления.
Практический урок математики, основанный на системно-деятельностном подходе, реализуется на основе использования методов проблемного обучения. Именно они помогают развивать навыки познавательной деятельности, развивают представления о способах получения новых знаний и навыков деятельности. При их использовании педагог предлагает учащимся проблему, т.е. формулирует тему исследования. При этом, проблема содержит в себе компонент «затруднения», связанного с недостаточностью знаний учащегося, ввиду чего ему требуется новое знание, информация из новой темы.