Педагогическое образование – это процесс получения необходимых теоретических и практических знаний в области педагогической профессии, а также знания и умения по повышению квалификации и переподготовке дипломированных специалистов.
Согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании в РФ», современная система профессионального педагогического образования состоит из следующих уровней:
- Среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы)
- Высшее профессиональное образование (вузы, включает три ступени: бакалавриат, специалитет, магистратура)
- Высшее образование (подготовка специалистов высшей квалификации)
Среднее профессиональное педагогическое образование
Среднее профессиональное педагогическое образование реализуется посредством обучения в педагогических техникумах и колледжах. Данные учебные заведения осуществляют набор учащихся на основе полного среднего и основного общего образования. Срок подготовки зависит от того, на базе какого образования поступил учащийся, а также на какую форму обучения – очную или заочную.
На базе среднего профессионального педагогического образования осуществляется подготовка следующих специалистов:
- дошкольное образование: воспитатели детей дошкольного возраста;
- школьное образование: учителя начальных классов;
- дополнительное образование: педагог дополнительного образования (хореография, творчество, музыка, искусство и т.д.)
- специальное дошкольное образование: воспитатель детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- коррекционная педагогика начального образования: учитель начальных классов коррекционного и компенсирующего вида;
- профессиональное обучение: мастер производственного обучения (технолог, техник, дизайнер и т.д.).
Таким образом, среднее звено осуществляет подготовку специалистов в различных областях профессионального педагогического образования.
Высшее профессиональное педагогическое образование (бакалавриат, специалитет, магистартура)
Высшее профессиональное педагогическое образование предусматривает три программы подготовки специалистов:
Бакалавриат (3-4 года обучения) – осуществляется по следующим направлениям подготовки:
- педагогическое образование: учителя начальных классов, воспитатели детей дошкольного возраста;
- профессиональное педагогическое образование по отраслям: учитель математики, физики, музыки и т.п., то есть учитель-предметник;
- психолого-педагогическое направление: социальный педагог, школьный психолог и т.п.
- специальное образование (дефектология): учитель детей с отклонениями в развитии;
- психология и педагогика девиантного поведения: педагог-психолог по работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Специалитет – форма подготовки, являющаяся одной из традиционных в России, направлена на подготовку специалистов в области педагогической профессии.
После освоения учебной программы специалитета, выпускники защищают выпускную квалификационную работу. По итогу обучения им присваивается профессиональная квалификация по педагогической специальности.
Необходимо отметить, что в настоящее время, в системе российского образования осуществляется постепенный отказ от специалитета. Это связано с переходом на европейскую систему образования и интеграции в мировую систему высшего образования, которая состоит из двух уровней: бакалавриат и магистратура.
Магистратура – следующая ступень высшего профессионального педагогического образования.
Особенности получения педагогического образования в магистратуре:
- акцент на самостоятельную работу под руководством научного руководителя;
- по окончанию магистратуры выпускники защищают диссертацию, которая имеет отличия от выпускной работы бакалавра (больший объем, новизна, глубина, самостоятельность исследования и т.д.). Работа над диссертацией начинается практически с момента поступления;
- по итогу обучения в магистратуре выпускнику присваивается ученая магистерская степень.
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
На данном уровне профессионального педагогического образования осуществляется подготовка педагогических кадров высшей квалификации: аспирантура и докторантура.
Итогом обучения в аспирантуре является защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, в докторантуре – диссертация на доктора педагогических наук.
Система подготовка кадров высшей квалификации предусматривает возможность работы над диссертацией без обучения в аспирантуре или докторантуре. Соискатель ученой степени прикрепляется к научному руководителю и осуществляет под его руководством самостоятельную работу над диссертацией. При написании докторской диссертации допустима полностью самостоятельная работа без руководителя или научного консультанта.
Кроме перечисленных уровней, существует:
- Дополнительное педагогическое профессиональное образование, обеспечивающее повышение педагогической квалификации и переподготовку (приобретение новых педагогических специальностей) педагогических кадров.
- Повышение квалификации и переподготовка специалистов, реализуемые по специальным образовательным программам в образовательных учреждениях, специализирующихся на повышении квалификации педагогических кадров (институты, академии и т.п.), а также на специальных факультетах.
Таким образом, современная система профессиональной подготовки педагогических кадров направлена на создание эффективных условий для осуществления непрерывного образования будущих профессионалов в области педагогики, а также возможность повышения имеющейся квалификации.