Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система поэтапного обучения физике Палтышева

Сущностная характеристика системы поэтапного обучения физике Палтышева

Замечание 1

Палтышев Николай Николаевич – учитель физики, педагог-ученый, автор педагогической системы поэтапного обучения физике.

Разработанная и предложенная Н.Н. Палтышевым система опирается на популярные и эффективные технологии В.Ф. Шаталова и Г.Д. Луппова.

Замечание 2

Технология Шаталова – это технология, направленная на интенсификацию обучения на основании знаковых и схемных моделей учебного материала.

Технология Луппова – это технология по использованию опорных конспектов и тестовых заданий к ним.

В системе Палтышева Н.Н. приоритетной является личность учащегося. Учебное занятие содержит элементы других учебных дисциплин (музыка, изобразительное и художественное искусство и т.д.). Весь учебный материал преподносится педагогом с опорой на физику.

Согласно Палтышеву Н.Н. в процессе обучения физике выделают несколько логично последовательных этапов:

  • На первом этапе, осуществляется выявление и ликвидация проблем в учебных знаниях по дисциплине. Осуществляется это путем проведения различных диагностических заданий и мониторинга уровня знаний. Используются тесты, физические диктанты и т.д. По итогам диагностики всех учащихся делят на несколько групп, в соответствии с уровнем знаний и возможностями в обучении. К каждой группе учащихся применяются различные методы обучения.
  • На втором этапе педагогу необходимо создать благоприятные психологические условия для работы в каждой группе. Педагог должен постараться убедить каждого учащегося поверить в собственные силы.
  • На третьем этапе осуществляется изучение нового учебного материала, изучаются различные приемы учебной деятельности. Педагог старается приобщить учеников к творчеству, совместной работе в группах над решением проблемных ситуаций, разбором учебных проектов, проведением лабораторных экспериментов и т.д. В процессе работы учащиеся при необходимости в качестве помощи в выполнении заданий, могут использовать свои опорные конспекты.
  • На четвертом, заключительном этапе учащиеся готовятся к экзаменам и зачетам.
«Система поэтапного обучения физике Палтышева» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 3

Таким образом, система Н.Н. Палтышева предусматривает методику блочного разделения всего процесса обучения. Учебный материал делится на блоки в соответствии с темами.

Система Н.Н. Пятышева предусматривает усвоение учебного материал посредством неоднократного повторения пройденного и составление опорного конспекта в виде схем. В процессе учебных занятий педагогом используются различные методы, средства и приемы. Особенно актуальной является игровая деятельность, во время которой ученики имеют возможность усвоить алгоритм решения задач. Также большое значение придается использованию раздаточного материала по физике. Основная форма контроля – зачет по каждой пройденной теме (самостоятельная или контрольная работа).

Целевые ориентиры и концептуальные основы системы

Классификационными параметрами системы Н.Н. Палтышева являются:

  • частно-предметный характер и уровень системы;
  • диалектико-материалистическая философская основа;
  • основными методологическими подходами являются системный и личностно-ориентированный;
  • социогенный фактор развития;
  • ассоциативно-рефлекторная научная концепция усвоения необходимого опыта, с элементами поэтапной интериоризации;
  • основная ориентация на личностные структуры и сферы – информационная ориентация с компонентами эмоциональной ЗУН и СЭН;
  • характер содержания системы – обучающий с элементами воспитания;
  • обучающий, воспитательный, социализирующий и управляющий вид социально-педагогической деятельности;
  • ведущим типом управления учебного является система малых групп, с элементами консультирования;
  • основные методы обучения – объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемно-поисковой и творческой деятельности учащихся и педагога;
  • преобладающие формы обучения – классно-урочная, индивидуальная, групповая, академическая и дифференцированная;
  • основные средства обучения – комплекс наглядных, вербальных и практических средств;
  • подход к ребенку основан на педагогике сотрудничества и ее воспитательном воздействии;
  • направление модернизации процесса обучения основана, на реконструировании дидактического и методического материалов;
  • категория объектов воздействия – массовая.

Основными целевыми ориентациями системы являются:

  1. Процесс формирования у учащихся ЗУН.
  2. Овладение учащимися умениям учится и самообучаться.
  3. Показать учащимся связь предмета с жизнью, производством и искусством.

Ведущие концептуальные установки системы:

  1. Приоритет личности учащегося переде всей педагогической системой.
  2. Процесс очеловечивания знаний.
  3. Жизнь является главным наглядным пособием.
  4. Процесс обучения должен опираться на профессиональную ориентацию учащегося (особенно старших школьников).
  5. Осуществление разнообразия учебной деятельности и мышления учащихся.
  6. Осуществление воспитания в процессе обучения физике.

Особенности содержания и методики

Методика системы поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышева имеет ряд особенностей:

  • весь программный материал разделен на проходные и опорные темы;
  • темы разбиты на блоки в соответствии со смысловой нагрузкой;
  • использование не только стандартных плакатов и схем по физике, но и авторских опорных схем, таблиц, графиков и т.д.;
  • многократное проговаривание и повторение учебного материала;
  • обучение носит творческий характер;
  • использование игровой деятельности на уроках (например: КВН, физическое домино и т.д.);
  • решение задач осуществляется по заранее составленному алгоритму-образцу;
  • использование большого количества раздаточного материала по физике;
  • жестка система контроля, основанная на проведении зачетов (устных и письменных);
  • осуществление дифференциации, которая представлена деление учащихся по уровню знаний и способности к обучению (рассадка учащихся по рядам в зависимости от уровня).
Дата последнего обновления статьи: 11.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot