Сущностная характеристика системы поэтапного обучения физике Палтышева
Палтышев Николай Николаевич – учитель физики, педагог-ученый, автор педагогической системы поэтапного обучения физике.
Разработанная и предложенная Н.Н. Палтышевым система опирается на популярные и эффективные технологии В.Ф. Шаталова и Г.Д. Луппова.
Технология Шаталова – это технология, направленная на интенсификацию обучения на основании знаковых и схемных моделей учебного материала.
Технология Луппова – это технология по использованию опорных конспектов и тестовых заданий к ним.
В системе Палтышева Н.Н. приоритетной является личность учащегося. Учебное занятие содержит элементы других учебных дисциплин (музыка, изобразительное и художественное искусство и т.д.). Весь учебный материал преподносится педагогом с опорой на физику.
Согласно Палтышеву Н.Н. в процессе обучения физике выделают несколько логично последовательных этапов:
- На первом этапе, осуществляется выявление и ликвидация проблем в учебных знаниях по дисциплине. Осуществляется это путем проведения различных диагностических заданий и мониторинга уровня знаний. Используются тесты, физические диктанты и т.д. По итогам диагностики всех учащихся делят на несколько групп, в соответствии с уровнем знаний и возможностями в обучении. К каждой группе учащихся применяются различные методы обучения.
- На втором этапе педагогу необходимо создать благоприятные психологические условия для работы в каждой группе. Педагог должен постараться убедить каждого учащегося поверить в собственные силы.
- На третьем этапе осуществляется изучение нового учебного материала, изучаются различные приемы учебной деятельности. Педагог старается приобщить учеников к творчеству, совместной работе в группах над решением проблемных ситуаций, разбором учебных проектов, проведением лабораторных экспериментов и т.д. В процессе работы учащиеся при необходимости в качестве помощи в выполнении заданий, могут использовать свои опорные конспекты.
- На четвертом, заключительном этапе учащиеся готовятся к экзаменам и зачетам.
Таким образом, система Н.Н. Палтышева предусматривает методику блочного разделения всего процесса обучения. Учебный материал делится на блоки в соответствии с темами.
Система Н.Н. Пятышева предусматривает усвоение учебного материал посредством неоднократного повторения пройденного и составление опорного конспекта в виде схем. В процессе учебных занятий педагогом используются различные методы, средства и приемы. Особенно актуальной является игровая деятельность, во время которой ученики имеют возможность усвоить алгоритм решения задач. Также большое значение придается использованию раздаточного материала по физике. Основная форма контроля – зачет по каждой пройденной теме (самостоятельная или контрольная работа).
Целевые ориентиры и концептуальные основы системы
Классификационными параметрами системы Н.Н. Палтышева являются:
- частно-предметный характер и уровень системы;
- диалектико-материалистическая философская основа;
- основными методологическими подходами являются системный и личностно-ориентированный;
- социогенный фактор развития;
- ассоциативно-рефлекторная научная концепция усвоения необходимого опыта, с элементами поэтапной интериоризации;
- основная ориентация на личностные структуры и сферы – информационная ориентация с компонентами эмоциональной ЗУН и СЭН;
- характер содержания системы – обучающий с элементами воспитания;
- обучающий, воспитательный, социализирующий и управляющий вид социально-педагогической деятельности;
- ведущим типом управления учебного является система малых групп, с элементами консультирования;
- основные методы обучения – объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемно-поисковой и творческой деятельности учащихся и педагога;
- преобладающие формы обучения – классно-урочная, индивидуальная, групповая, академическая и дифференцированная;
- основные средства обучения – комплекс наглядных, вербальных и практических средств;
- подход к ребенку основан на педагогике сотрудничества и ее воспитательном воздействии;
- направление модернизации процесса обучения основана, на реконструировании дидактического и методического материалов;
- категория объектов воздействия – массовая.
Основными целевыми ориентациями системы являются:
- Процесс формирования у учащихся ЗУН.
- Овладение учащимися умениям учится и самообучаться.
- Показать учащимся связь предмета с жизнью, производством и искусством.
Ведущие концептуальные установки системы:
- Приоритет личности учащегося переде всей педагогической системой.
- Процесс очеловечивания знаний.
- Жизнь является главным наглядным пособием.
- Процесс обучения должен опираться на профессиональную ориентацию учащегося (особенно старших школьников).
- Осуществление разнообразия учебной деятельности и мышления учащихся.
- Осуществление воспитания в процессе обучения физике.
Особенности содержания и методики
Методика системы поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышева имеет ряд особенностей:
- весь программный материал разделен на проходные и опорные темы;
- темы разбиты на блоки в соответствии со смысловой нагрузкой;
- использование не только стандартных плакатов и схем по физике, но и авторских опорных схем, таблиц, графиков и т.д.;
- многократное проговаривание и повторение учебного материала;
- обучение носит творческий характер;
- использование игровой деятельности на уроках (например: КВН, физическое домино и т.д.);
- решение задач осуществляется по заранее составленному алгоритму-образцу;
- использование большого количества раздаточного материала по физике;
- жестка система контроля, основанная на проведении зачетов (устных и письменных);
- осуществление дифференциации, которая представлена деление учащихся по уровню знаний и способности к обучению (рассадка учащихся по рядам в зависимости от уровня).