Образовательная деятельность – это специально организованный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий взаимодействия участников образования, для решения задач воспитания и обучения личности.
Сущность образовательной деятельности
Образовательная деятельность является одной из основных категорий педагогики. В целом представляет собой целенаправленный и планомерно организованный процесс по передачи подрастающему поколению накопленного жизненного опыта и информации.
Основу образовательной деятельности составляют следующие компоненты:
- Знания – факты, понятия, законы и т.д., которые отражают объективную действительность. Представляют собой совокупный опыт человечества.
- Умения – самостоятельно и сознательно выполнять теоретические и практические действия, которые основаны на полученных ранее знаниях, собственном жизненном опыте и приобретенных навыках.
- Навыки – практические действия, доведенные до совершенства, путем многократных упражнений.
Различают две основные стороны образовательной деятельности: воспитывающая и обучающая. Это объясняется тем, что процесс обучения сам по себе предполагает воспитание личности. Нельзя сказать, что человек образован, если он не воспитан, то есть не обладает необходимыми навыками поведения в обществе, неопрятен и неаккуратен в поступках и действиях. Таким образом, процесс воспитания и обучения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и неотделимы один от другого.
Образовательная деятельность носит двусторонний характер. То есть, предполагает участие двух сторон – педагогов и учащихся. Задача педагога направлять и при необходимости корректировать процесс обучения, задача учащихся принимать активное участие в получении и усвоении информации (знаний, умений и навыков).
Сущность образовательной деятельности заключается в сохранении и последующем развитии накопленного обществом и цивилизацией опыта, и проявляется в следующем:
- двустороннее взаимодействие участников педагогического процесса;
- направление на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка;
- единство всех сторон процесса обучения (процессуальной и содержательной);
- взаимосвязь цели, задач, средств и результата процесса обучения;
- реализация всех трех функций педагогического процесса: воспитание, обучение и развитие ребенка.
Методы организации образовательной деятельности
Для эффективной организации образовательной деятельности применяются следующие методы:
В зависимости от источника передачи и восприятия информации:
В зависимости от влияния на степень самостоятельности мышления:
- репродуктивные (теоретические);
- продуктивные (практические) – эвристические, поисковые, исследовательские и т.д.
В зависимости от субъектов образовательной деятельности:
- осуществление образовательной деятельности под руководством педагога;
- самостоятельная работа учащихся: в рамках учебного занятия – это лабораторные и письменные работы, а также работа в учебно-производственных мастерских учебного заведения; вне учебного заведения – это самообразование различными методами (чтение книг, прослушивание вебинаров и т.д.).
Выбор методов организации образовательной деятельности во многом зависит от того какая цель поставлена перед образовательным процессом, а также ряда сопутствующих условий: участники процесса, возможности учебного заведения и т.д. Эффективность образовательной деятельности во многом зависит от правильности выбранных методов.
Формы организации образовательной деятельности
Обучающе-образовательная. Данная форма является одной из наиболее эффективных и чаще используемых форм образовательной деятельности. Направлена на создание эффективных условий для передачи учащимся знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения и практических способностей.
Воспитательная. Обеспечивает активное развитие духовных и физических сил учащихся, в разнообразных видах деятельности.
Организационная. Заключается в необходимости соответствия представляемой учащимся информации их возрастным возможностям и способностям.
Психологическая. Состоит в выработке у детей необходимого для обучения биоритма и привычки работать в установленное время. Это связано с тем, что привычное время и место способствуют созданию у учащегося необходимого рабочего настроя.
Содержательная форма учебных занятий. Заключается в организации образовательной деятельности таким образом, что учебные занятия не только познавательны, но и интересны для детей. С этой целью используются разнообразные формы деятельности: трудовая, умственная, игровая и т.д. Данные формы могут быть использованы как по отдельности, так и в комплексе.
Коллективная и индивидуальная формы образовательной деятельности. На сегодняшний день наиболее приемлемой формой работы с детьми в учебных заведениях является коллективная (занятия с классом, лекции и т.д.). Индивидуальная форма применяется в случае, если в ней есть реальная потребность. Например, если ребенок не может усвоить учебный материал, в силу индивидуальных особенностей развития. В этом случае педагог проводит с ним индивидуальные занятия. Однако при организации образовательной деятельности необходимо изыскивать возможность проведения индивидуальных занятий.
Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм образовательной деятельности заключаются в том, что они требуют равномерного распределения всего учебного материала в течение учебного года с установленной последовательностью его изучения.
Стимулирующая функция формы организации образовательной деятельности проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма.