Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система организации образовательной деятельности

Определение 1

Образовательная деятельность – это специально организованный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий взаимодействия участников образования, для решения задач воспитания и обучения личности.

Сущность образовательной деятельности

Образовательная деятельность является одной из основных категорий педагогики. В целом представляет собой целенаправленный и планомерно организованный процесс по передачи подрастающему поколению накопленного жизненного опыта и информации.

Основу образовательной деятельности составляют следующие компоненты:

  • Знания – факты, понятия, законы и т.д., которые отражают объективную действительность. Представляют собой совокупный опыт человечества.
  • Умения – самостоятельно и сознательно выполнять теоретические и практические действия, которые основаны на полученных ранее знаниях, собственном жизненном опыте и приобретенных навыках.
  • Навыки – практические действия, доведенные до совершенства, путем многократных упражнений.

Различают две основные стороны образовательной деятельности: воспитывающая и обучающая. Это объясняется тем, что процесс обучения сам по себе предполагает воспитание личности. Нельзя сказать, что человек образован, если он не воспитан, то есть не обладает необходимыми навыками поведения в обществе, неопрятен и неаккуратен в поступках и действиях. Таким образом, процесс воспитания и обучения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и неотделимы один от другого.

Образовательная деятельность носит двусторонний характер. То есть, предполагает участие двух сторон – педагогов и учащихся. Задача педагога направлять и при необходимости корректировать процесс обучения, задача учащихся принимать активное участие в получении и усвоении информации (знаний, умений и навыков).

Сущность образовательной деятельности заключается в сохранении и последующем развитии накопленного обществом и цивилизацией опыта, и проявляется в следующем:

  • двустороннее взаимодействие участников педагогического процесса;
  • направление на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка;
  • единство всех сторон процесса обучения (процессуальной и содержательной);
  • взаимосвязь цели, задач, средств и результата процесса обучения;
  • реализация всех трех функций педагогического процесса: воспитание, обучение и развитие ребенка.
«Система организации образовательной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы организации образовательной деятельности

Для эффективной организации образовательной деятельности применяются следующие методы:

  1. В зависимости от источника передачи и восприятия информации:

    • словесные: беседы, лекции, дискуссии и т.п.;
    • наглядные: макеты, иллюстрации, картины, презентации и т.п.;
    • практические: выполнение упражнений, проведение опытов и т.п.;
  2. В зависимости от влияния на степень самостоятельности мышления:

    • репродуктивные (теоретические);
    • продуктивные (практические) – эвристические, поисковые, исследовательские и т.д.
  3. В зависимости от субъектов образовательной деятельности:

    • осуществление образовательной деятельности под руководством педагога;
    • самостоятельная работа учащихся: в рамках учебного занятия – это лабораторные и письменные работы, а также работа в учебно-производственных мастерских учебного заведения; вне учебного заведения – это самообразование различными методами (чтение книг, прослушивание вебинаров и т.д.).

Выбор методов организации образовательной деятельности во многом зависит от того какая цель поставлена перед образовательным процессом, а также ряда сопутствующих условий: участники процесса, возможности учебного заведения и т.д. Эффективность образовательной деятельности во многом зависит от правильности выбранных методов.

Формы организации образовательной деятельности

Обучающе-образовательная. Данная форма является одной из наиболее эффективных и чаще используемых форм образовательной деятельности. Направлена на создание эффективных условий для передачи учащимся знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения и практических способностей.

Воспитательная. Обеспечивает активное развитие духовных и физических сил учащихся, в разнообразных видах деятельности.

Организационная. Заключается в необходимости соответствия представляемой учащимся информации их возрастным возможностям и способностям.

Психологическая. Состоит в выработке у детей необходимого для обучения биоритма и привычки работать в установленное время. Это связано с тем, что привычное время и место способствуют созданию у учащегося необходимого рабочего настроя.

Содержательная форма учебных занятий. Заключается в организации образовательной деятельности таким образом, что учебные занятия не только познавательны, но и интересны для детей. С этой целью используются разнообразные формы деятельности: трудовая, умственная, игровая и т.д. Данные формы могут быть использованы как по отдельности, так и в комплексе.

Коллективная и индивидуальная формы образовательной деятельности. На сегодняшний день наиболее приемлемой формой работы с детьми в учебных заведениях является коллективная (занятия с классом, лекции и т.д.). Индивидуальная форма применяется в случае, если в ней есть реальная потребность. Например, если ребенок не может усвоить учебный материал, в силу индивидуальных особенностей развития. В этом случае педагог проводит с ним индивидуальные занятия. Однако при организации образовательной деятельности необходимо изыскивать возможность проведения индивидуальных занятий.

Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм образовательной деятельности заключаются в том, что они требуют равномерного распределения всего учебного материала в течение учебного года с установленной последовательностью его изучения.

Стимулирующая функция формы организации образовательной деятельности проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма.

Дата последнего обновления статьи: 05.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot