Общность процессов обучения и воспитания
Обучение – это деятельность учащихся и педагогов, направленная на усвоение учениками знаний и навыков деятельности, формирование у них научного мировоззрения и активизацию их умственных сил, а также формирование умений самообучения и выработку мотивации к самообразованию.
Воспитание - это деятельность по передаче подрастающему поколению социального опыта, выработке навыков социокультурного поведения и формированию нравственных ориентиров жизнедеятельности.
Обучение и воспитание являются тесно связанными процессами. Они отражают две стороны педагогической деятельности, являются двумя аспектами педагогического процесса и ориентированы на развитие личности воспитанников, его всестороннее становление.
Общность обучения и воспитания, их связь, как составных компонентов единого педагогического процесса можно отразить следующими параметрами:
- Обучение и воспитание реализуют в своем взаимодействие образовательную, воспитательную и развивающую функции;
- Реализация взаимодействия и взаиморазвития субъектов данных процессов в ходе их реализации;
- Одинаковое структурное строение: наличие целей и задач, содержания обучения и воспитания, методов и форм реализации обучения и воспитания и итогов осуществления данных видов деятельности;
- Целеориентированность обоих процессов;
- Социальный характер обоих процессов. И обучение, и воспитание реализуют деятельность по выполнению социального заказа общества и их целевое назначение, особенности реализации зависят от этапа развития общества и особенностей его текущего состояния;
- Подверженность влиянию большого количества факторов. И обучение, и воспитание являются многофакторными процессами, функционирование которых подвержено воздействию многих аспектов жизнедеятельности и их результаты носят вариативный характер;
- Организация обучения и воспитания осуществляется в опоре на единые педагогические принципы.
Несмотря на связь и единую направленность деятельности и сходные характеристики, между обучением и воспитанием можно проследить ряд отличительных черт.
Основные отличия обучения и воспитания
Обучение и воспитание являются единым процессом, ориентированным на усвоение учащимися системы знаний и навыков деятельности, социальное развитие и раскрытие их творческого потенциала. Происходит объединение духовного и интеллектуального развития личности в ходе единого педагогического процесса. При этом, нельзя четко разграничить, какой процесс полностью отвечает за материальное, а какой процесс полностью отвечает за духовное развитие личности. И обучение, и воспитание способствуют этому развитию.
Отличия между этими процесса имеются, но они не создают противоречий между реализацией процессов обучения и воспитания и их направленностью.
Основные отличия обучения и воспитания проявляются по следующим направлениям:
- Направленность деятельности. Обучение ориентируется на познавательную сферу личности и ее развитие. Оно стимулирует мыслительную работу учащихся и реализует их когнитивное развитие. Воспитание же, ориентировано на личностное развитие ребенка и его социальное становление. Оно затрагивает формирование у ребенка основных качеств, которые необходимы для продуктивной жизнедеятельности в социальной среде.
- Реализация процессов обучения и воспитания. Обучение реализуется через предметную и практическую деятельность, а воспитание реализуется через взаимодействие людей т.е. организацию взаимоотношений между членами социальной среды, разного уровня развития, разного возраста.
- Функциональная роль обучения сводится к образованию личности и ее интеллектуальному развитию, в то время, как основная функция воспитания- воспитательная т.е. воспитание свойств личности, которые необходимы ей для ее жизни и деятельности в социальной среде, передача социального опыта. При этом, и обучение и воспитание ориентированы на развитие личности. Она затрагивают это развитие с разных сторон, но, по сути, направлены на достижение одной и той же цели.
- Форма реализации процесса обучения имеет определенную регламентированную структуру. Тогда как воспитание реализуется в ходе обучения, повседневной жизнедеятельности ребенка. Оно является одновременно и стихийным, и целеориентированным процессом.
- Методы деятельности. В обучении используются методы, базирующиеся на восприятии человеком материального мира: предметов. В воспитании используются методы, базирующиеся на восприятии человеком духовных ценностей, мира культуры, понимания основ морали.
- Временной период деятельности. Обучение реализуется в течение более короткого временного промежутка и реализуется в ходе специально организованного учебного пространства, тогда как воспитание является непрерывным процессом и реализуется не только в образовательном пространстве, но и в семье, в ходе взаимодействия с другими людьми, в ходе разных видов социальной деятельности. Обучение, также, является непрерывным процессом, но его непрерывность зависит от желание личности получать знания и совершенствовать их.
- Итоги деятельности. В результате обучения происходит формирование у ребенка системы научных знаний об окружающем мире и навыков их применения в повседневной и иных видах деятельности. В итоге воспитания формируются определенные качества личности, усваиваются нормы социального поведения. Результаты обучения можно наблюдать сразу, т.е. по ходу его завершения, а результаты воспитания характеризуются отсроченностью во времени. При этом, если итоги обучения являются более четкими и ясными, то итоги воспитания характеризуются вариативностью и зависят от внутреннего мира ребенка, который имеет свои особенности и не может быть раскрыт по одной схеме.
Рисунок 1. Специфика процессов обучения и воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важно отметить, что обучение может быть реализовано вне контекста человеческих отношений. Оно может отражать только предметные связи, обеспечивая формирование у воспитанников научно-производственного опыта. Тогда как, воспитание возможно осуществлять только в системе отношений и социального взаимодействия. У воспитанников формируется нравственный опыт деятельности и вырабатываются нравственные основы социального взаимодействия в ходе воспитания.