Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа самоопределения А.Н. Тубельского

Определение 1

«Школа самоопределения» – это системное образовательное учреждение, занимающееся обучением детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет; процесс обучения в нем совмещен с педагогической работой по формированию индивидуального содержания образования.

Школа самоопределения А.Н. Тубельского является одной из самых ярчайших школ не только в России, но и во всем мире. Это одна из тех школ, которые имеют собственную конституцию.

Цели и концепция школы самоопределения А. Н. Тубельского

Замечание 1

Александр Наумович Тубельский – директор школы № 734 г. Москвы, кандидат педагогических наук.

А.Н. Тубельским была разработана инновационная технология обучения, основанная на самоопределении учащихся. Данная технология внедрена в систему образования школы, которая на момент внедрения являлась экспериментальным образовательным учреждением, занимающимся обучением детей от 3-х до 17-ти лет. Успешность внедрения технологии способствовала образованию уже не экспериментальной, а реальной «Школы самоопределения» А.Н. Тубельского.

Целями обучения в школе А.Н. Тубельского выступают:

  1. Самоопределение учащихся и поиск ими собственного «Я».
  2. Участие каждого ученика в разнообразных сферах деятельности (познавательная, спортивная, трудовая, творческая и т.д.).
  3. Обучение учащихся всем обязательным дисциплинами в соответствии с Образовательными Стандартами.
  4. Развитие у учащихся способностей правильно и логично формулировать и выражать свои мысли.
  5. Формирование у учащихся собственного взгляда на окружающий социум и свое место в нем.
  6. Полноценное физическое развитие.
  7. Осуществление подготовки учащихся к продуктивной трудовой деятельности.
«Школа самоопределения А.Н. Тубельского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Концепция школы А.Н. Тубельского основана на следующей антропологической позиции: «каждый индивид с момента появления его на свет начинает реализовывать собственную предзаданность в рамках онтогенеза и определенных формах деятельности и мышления». Процесс образования в данном случае выступает как «развертывание» данной предзаданности, узнавание, поиск и формирование собственного «Я». Основная задача школы – создать все необходимые условия для эффективного течения этого процесса.

Принципы школы самоопределения А. Н. Тубельского

Принципами школы самоопределения А.Н. Тубельского выступают:

  1. Принцип личностного смысла обучения – каждый педагог, в процессе преподавания раскрывая смысл учебной дисциплины или курса, привносит в учебный материал свое понимание его содержания и представление о деятельности.
  2. Принцип межпредметного «погружения» - в процессе обучения педагог и учащиеся совместно работают над учебным материалом, однако в конце урока необходимо проводить рефлексию, чтобы ученик мог для себя выделить и понять, что он усвоил и для чего эти знания ему необходимы.
  3. Принцип обязательной рефлексии – осмысленное проектирование и последующее осуществление образовательного процесса. Целесообразно проводить рефлексию совместно педагогу и учащимся.
  4. Принцип творчества – создание таких учебных ситуаций, которые позволяют ребенку не только усвоить определенные знания и умения, но формируют у него отношение к окружающим, понимание своего места и положения в общества, способствуют накоплению опыта самоопределения.
  5. Принцип разновозрастного взаимодействия и самоуправления учащихся – предусматривает проведение старшеклассниками учебных занятий в младших классах. Это способствует не только подготовке учащихся к выбору педагогической профессии, но и значительно расширяет опыт осуществления самостоятельной деятельности и рефлексии.
  6. Принцип совокупности образовательных пространств в школе – предусматривает создание взамен классно-урочной системы насыщенную образовательную среду, включающую в себя учебное, игровое, трудовое и художественно-творческое пространство.
  7. Принцип отношения к педагогической деятельности как к определенному искусству – предполагает постоянный профессиональный рост педагогов, посредством вовлечения их в разнообразную педагогическую деятельность (семинары, консилиумы и т.д.)

Структура школы самоопределения А. Н. Тубельского

Школа самоопределения А.Н. Тубельского представлена несколькими последовательными ступенями обучения:

  1. Подготовка детей к обучению в школе – на данном этапе предусмотрено формирование навыков письма, счета и чтения, а также подготовка к свободному образовательному пространству школы, формирование навыков ориентирования и взаимодействия с окружающей действительностью.
  2. Начальная школа – осуществляется освоение учащимися общекультурных навыков письма, чтения и счета, с соблюдением индивидуальных рамок развития каждого ребенка. Так же на этом этапе особое внимание уделяется формированию средств самовыражения собственного опыта, интересов, чувств и т.д.
  3. Основная школа – обеспечение условий для «пробы сил» в различных видах деятельности (познавательной, поисковой, трудовой и т.д.). Помимо обязательных учебных предметов, которые проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и т.д., дополнительно проводят практические занятия в специально организованных учебных лабораториях.
  4. Старшая школа – обучение осуществляется по индивидуальным планам, за исключением нескольких обязательных предметов. Индивидуальный учебный план каждый ученик составляет для себя самостоятельно. Основной формой учебного процесса является мастерская, которой руководит педагог школы, либо специально приглашенный специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана, введены «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашённых учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Дата последнего обновления статьи: 23.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot