Самостоятельная работа как средство контроля знаний и навыков учащихся
Самостоятельная работа по педагогике - это форма контроля знаний и навыков учащихся в области освоения основ педагогической профессии.
Самостоятельная работа выступает важным аспектом деятельности студента. Она отражает уровень его профессионального роста и развития, формирование личностных качеств и своей педагогической позиции.
Самостоятельная работа приобретает особую актуальность в качестве средства контроля при введение новых ФГОС. Это обусловлено ориентацией самостоятельной работы на развитие субъектной позиции будущего педагога, который будет самостоятельно планировать свою деятельность, определять свою роль в ней, принимать решения и отвечать за них.
Самостоятельная работа по педагогике направлена на закрепление знаний и навыков студентов, их расширение и углубление, развитие умения их использования в решении практических задач, формировании основ самоорганизации собственной деятельности, совершенное усвоение азов педагогики и практических аспектов педагогической деятельности.
Сущность самостоятельной работы по педагогике сводится к:
- Улучшению теоретических и практических познаний учащихся в области педагогики;
- Развитию навыков профессионального творчества студентов;
- Проведению исследований в области педагогики и формированию навыков логической связи между теорией и практикой педагогики;
- Формированию волевых качеств, организаторских способностей, целевых ориентиров жизнедеятельности, веры в собственные силы;
- Развитию профессиональных навыков деятельности;
- Формированию навыков использования теоретических знаний по педагогике в реальной педагогической практике;
- Интеллектуальной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа по педагогике ориентирована, в первую очередь, на освоение знаний по педагогике и формирование практических навыков профессиональной педагогической деятельности, усвоение основ организации педагогической деятельности.
Помимо того, в ходе самостоятельной работы происходит развитие навыков самообразования и самосовершенствования. Это предполагает, что студент педагогической специальности учится:
- Навыкам организации самостоятельного выполнения учебной, научной и профессиональной деятельности.
- Навыкам принятия решений и несения за них ответственности.
- Конструктивным способам решения поставленных задач обучения.
- Навыкам поиска выходов из затруднительных, критических ситуаций.
- Навыкам совершения социально-оценочной деятельности.
Развитие самостоятельности, стремление к саморазвитию, самопознанию и самообучению на протяжении всей жизнедеятельности лежит в основе образовательной деятельности на всех уровнях образования. Студент педагогического факультета должен владеть навыками самостоятельного анализа различных аспектов педагогической деятельности и исследования педагогических проблем. Это позволит мобилизовать его интеллектуальные ресурсы, которые он соберет в период обучения в высшем или среднем профессиональном учебном заведении.
Все это обуславливает актуальность использования самостоятельной работы в процессе обучения будущего педагога. Студент формирует навыки использования научной педагогической информации, а также развивает умения их производства, что необходимо в методической работе педагога.
Организация самостоятельной работы по педагогике
Организация самостоятельной работы студентов педагогических специальностей при освоении дисциплины «Педагогика» основывается на соблюдении следующих условий:
- В основе самостоятельных упражнений и заданий лежит ориентация на развитие общих компетентностей студентов, а также специальных профессиональных компетентностей по выбранному направлению обучения.
- Поэтапная работа по формированию компетентностей студентов. Самостоятельные задания постепенно усложняются, предполагая перевод познавательной деятельности студента на новый уровень.
- Формирование ценностного отношения студентов к общеучебным умениям и профессиональным навыкам деятельности будущего студента лежит в основе выбора самостоятельных заданий.
- Репродуктивный характер самостоятельных заданий на начальном этапе их использования т.е. на начальном этапе обучения. Они связаны с поиском какой-то информации, изучением учебной литературы, написанием докладов, выражением свое мнения по тому или иному педагогическому вопросу/проблеме.
- Аналитические и конструктивные самостоятельные задания на дальнейших этапах обучения. Такие задания связаны с написанием рефератов и курсовых работ с аналитической частью, составлением схем, проведением анализа какой-то информации или исследования той или иной педагогической проблемы.
- Использование творческих самостоятельных заданий на завершающем этапе обучения. Они ориентированы на формирование навыков исследовательской педагогической работы, развитие умения использовать свои знания и навыки деятельности в новых ситуациях. К таким заданиям относятся электронные презентации, разработка методических предложений, выполнения проектов на разные темы, решение реальных педагогических задач.
- Методическое оснащение самостоятельной педагогической работы. Студенты должны знать алгоритм выполнения того или иного задания, уметь пользоваться литературой и другими источниками информации, быть ознакомлены с формами отчетности и т.д.
- Развитие умения работать с разными информационными ресурсами. В ходе самостоятельной работы студенту необходимо ознакомиться со способами работы с разными информационными источниками.
- Освоение основ работы с нормативными документами. Именно с использованием данных источников информации, чаще всего, возникают трудности у студентов.
- Наличие в учебном заведении материально-технической базы для выполнения самостоятельной работы.
- Связь самостоятельной работы с образовательной программой по «Педагогике».