Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Характеристика педагогических дисциплин
Получение образования достигается посредством чтения книг, нечто большее, чем образование, достижимо только при общении с людьми, исследовании окружающего мира и его явлений. Все это реализуется в рамках специальной науки, которая разрабатывает и внедряет методы и средства обучения и воспитания. Именно такой наукой является педагогика.
Педагогика имеет достаточно длительную историю формирования и развития. В настоящее время она представляет собой довольно разветвленную систему научных знаний – сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая из которых имеет определенный предмет и объект исследования.
Систему педагогических дисциплин, как и любую иную сложную систему, необходимо анализировать исходя из признаков, зависящих от направленности изучения и желания получить ответы на разнообразные педагогические вопросы.
В систему педагогических дисциплин входит значительное число наук, которые являются базовыми в вопросах педагогики.
Система педагогических дисциплин
В систему педагогических дисциплин входят следующие дисциплины, с каждой из которых педагогика связана напрямую:
Общая педагогика – направлена на изучение общих закономерностей воспитания и обучения человека. В рамках общей педагогики принято выделять прикладной и теоретический уровни. Включает в себя следующие разделы:
- дидактика (теория обучения);
- общие основы;
- школоведение;
- теория воспитания.
В настоящее время данные отрасли педагогики разрослись настолько, что стали самостоятельными дисциплинами.
История педагогики – занимается изучением истории формирования и развития педагогики и связанных с ней дисциплин, на различных исторических этапах.
Сравнительная педагогика – занимается изучением закономерностей развития и функционирования воспитательных и образовательных систем в разных странах мира, сопоставление общего и различного.
Возрастная педагогика – проводит исследование особенностей развития и воспитания человека на различных возрастных этапах. Включает в себя дошкольное воспитание, систему среднего и среднего специального образования, педагогику высшей школы и педагогику взрослых.
Специальная педагогика – занимается разработкой теоретических основ, принципов, методов, форм и средств воспитания и обучения детей и взрослых, которые имеют разнообразные отклонения в физическом развитии. Делится на несколько отраслей, в зависимости от исследуемого вида отклонения развития.
Методики преподавания конкретных учебных дисциплин – представлена различными разработками содержания, методов и форм изучения определенных учебных дисциплин. Включает в себя передовой педагогический опыт, обобщение успешной практики и т.д.
Профессиональная педагогика – занимается изучением закономерностей, принципов, особенностей т.д. образования и воспитания человека, имеющего ориентир на определенную сферу деятельности (медицинская, производственная, инженерная и т.д.).
Помимо дисциплин, которые входят в систему педагогики, она также тесно связана с другими, оказавшими влияние на ее становление и развитие: философия, психология, биология, медицина, социология, политология и ряд других наук.
Таким образом, педагогика, которая возникла в далекие времена в недрах философии, прошла достаточно сложный путь развития и в настоящее время представляет собой разветвленную систему педагогических знаний, которые постоянно пополняются.
Формы связи педагогики с иными дисциплинами
Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими дисциплинами:
- Использование педагогикой теоретических положений, основных идей, выводов и т.д., конкретной дисциплины, целях саморазвития и самосовершенствования.
- Творческое заимствование у другой дисциплины некоторых методик и методов исследования.
- Использование конкретных результатов исследования, которые были получены другими дисциплинами.
- Участие педагогики в комплексных исследованиях процессов обучения, воспитания и развития человека на всех его жизненных этапах.
Наиболее длительная и продуктивная связь у педагогики с философией.
Связь педагогики и философии обусловлена тем, что в основе педагогики как науки лежат философские взгляды, идеи, концепции и теории, которые задавали и в настоящее время задают, необходимое направление педагогическому поиску, служат методологией педагогики как науки и дисциплины. В зависимости от популярных философских взглядов определяется и направление дальнейшего развития педагогики.
Наиболее традиционной является связь педагогики с психологией. Это обусловлено тем, что все педагоги, во все времена, занимаясь вопросами воспитания старались как можно точнее и шире понять свойства человеческой природы, ее естественные возможности и потребности. Это было им необходимо для того, чтобы на основании механизмов и законов психологического развития и деятельности личности вырабатывать эффективные методы и средства воспитания.
Таким образом, современная педагогическая дисциплина связана многими нитями с целым рядом других дисциплин, что в значительной мере углубляет и обогащает ее содержание, делает образовательную практику более эффективной. Конечно, на этом основании нельзя требовать от преподавателя, чтобы он имел глубокие познания в каждой из указанных наук. В этой связи К. Д. Ушинский подчеркивал: «Если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой».