Особенности управление дошкольной образовательной организацией
ДОУ – аббревиатура от «дошкольное образовательное учреждение» — это тип образовательного учреждения в РФ, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования разной направленности.
Управление ДОУ включает:
- верный подбор ответов и вопросов исследования и углубленного рассмотрения степени педагогической деятельности;
- рациональное планирование;
- раскрытие и распространение современного педагогического навыка и применение достижений управленческой деятельности при подготовке педагогов к работе с детьми;
- реализацию базисного единства воспитания и обучения ребенка на занятиях и в повседневной жизни;
- контроль результатов и выполнения запланированных мероприятий.
Важная роль в реализации этих направлений отведена демократизации управления ДОУ, что подразумевает:
- педагогическое сотрудничество на всех управленческих уровнях ДОК;
- компетентность всех участников в сфере управления;
- новое управленческое мышление, то есть иной взгляд на ребенка и воспитателя, гуманизацию отношений;
- педагогическое сотрудничество родителей и ДОУ;
- создание коллектива единомышленников;
- заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности, направленной на воспитание детей;
- обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
Сущность управления – следствие социальной функции, направленной на упорядочение процесса развития в интересах общества посредством согласования разнообразных требований, а также нужд и форм деятельности, обеспечивающих реализацию государственной политики благодаря системе административных учреждений. Иными словами, процесс управления – это всегда сознательная, целенаправленная деятельность, связанная с реализацией полномочий субъектов социальной активности, регламентированной юридическими нормами, из-за чего сменяются общественные состояния, события и явления.
Важный аспект деятельности заведующего ДОУ – распределение обязанностей между членами педагогического коллектива, с учетом их опыта, общего уровня квалификации и межличностных отношений. Важна также и работа заведующего, направленная на самообразование, непосредственную выработку стиля руководства и планирование разных методов воспитательного воздействия внутри самого коллектива.
Заведующий ДОУ по своей сути является директором, как и в любой другой организации он занимается непосредственной разработкой стратегии и постановкой ключевых целей и задач в конкретный момент времени, организует эффективную работу педагогического коллектива, а также административно-хозяйственной части.
То есть деятельность заведующего можно представить как совокупность взаимосвязанных процессов. У каждого процесса всегда есть одно начало и одно завершение и это процесс взаимосвязан от начала и до конца.
Для эффективного управления следует собирать информацию, планировать организационную, а также педагогическую деятельность коллектива, планировать собственную деятельность руководителя, а также составлять сметы, различные тарификационные списки, различные планово-финансовые документы.
Создавая модель управления развитием ДОУ, принимают во внимание следующие направления работы:
- приоритет отводится ребенку и детству. Основная форма обучения детей-дошкольников и ведущий тип деятельности – игровая;
- модернизация управленческой деятельности связана с мониторингом состояния образовательной системы ДОУ, проектирование модели образовательно среды, проектирование стратегии и тактики развития ДОУ;
- конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг благодаря эффективной реализации вариативных образовательных программ и технологий, которые соответствуют запросам детей и родителей, заказу государства и реализации дополнительных общеразвивающих программ;
- развитие корпоративной культуры на основании общих целей, ценностей и культурных практик;
- стимулирование мотивации педагогического коллектива на инновационные процессы в ДОУ посредством развития творчества, создание авторских программ, внедрение инновационных технологий посредством интеграции с социальными партнерами, участие в конкурсном движении, саморазвитии и самообразовании.
Компоненты работы заведующего ДОУ
Организаторская работа заведующего ориентируется на обеспечение разностороннего воспитания и формирования личности каждого ребенка. Она может состоять из следующих компонентов:
- разумно-проектировочного;
- коммуникативного;
- непосредственно организаторского;
- диагностического.
Конструктивно-проектировочный компонент состоит из составления плана организационной и педагогической деятельности целого коллектива. Сюда включают планирование содержания работы ДОУ, то есть составление смет и прочих планово-финансовых документов, тарификационных списков и пр., распределение работы по времени и членам педагогического коллектива и пр.
Непосредственно организаторская работа заведующего состоит из способности поиска разнообразных типов взаимодействия сотрудников ДОУ между собой так, чтобы результат их совместной деятельности соответствовал поставленным перед ДОУ целям и задачам. Заведующим совместно с педагогами осуществляется выбор программы, по которой будут работать с детьми, обеспечивается и контролируется работа воспитателя и медицинского работника по ее выполнению, организуются педагогические консультации и мастер-классы, круглые столы для родителей, контролируется процесс повышения квалификации педагогов и пр.
Коммуникативная деятельность заведующего направлена на формирование правильных отношений между членами коллектива, учитывая их личные и возрастные отличительные черты. При этом ему необходимо сопоставлять собственную работу и требования, предъявляемые руководителю.
Диагностический элемент деятельности включает изучение нахождения и методы воздействия на других людей, учитывая возрастные и личные отличительные черты работников, особенности просветительного хода и итоги своей деятельности, ее плюсы и недостатки.