Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рефлексия на уроках в начальной школе

Определение 1

Рефлексия – полное сомнений, противоречий размышление; анализ собственного психического состояния.

Значение рефлексии для учащихся начальной школы

Обучение в начальной школе направленно не только на решение образовательных задач, но и на развитие у детей самодисциплины и самоанализа. Данные качества важны не только для усвоения знаний, но и имеют большое значение в приобретении детьми жизненного опыта. В настоящее время существует множество приемов, направленных на обучение оценивать самого себя, но одним наиболее емким и содержательным методом является рефлексия.

Замечание 1

Современная педагогика под рефлексией понимает самоанализ деятельности субъекта и ее результатов.

Значение рефлексии для учащихся начальных классов имеет большое значение, так как она помогает им сформулировать полученные знания и оформить их в итоговый результат, определить дальнейшие цели обучения, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия находится во взаимосвязи с другим важным действием – целеполаганием. Так, постановка учащимися целей своего обучения, их достижение и последующая рефлексия способствуют осознанию действенности тех способов, которые были использованы для достижения цели. Таким образом, рефлексия, для учащихся начальных классов – это не только итог, но и своего рода, стартовое звено для новой учебной деятельности и постановки новых целей. Использование рефлексии на уроках в начальных классах имеет большое значение для развития трех важных качеств, которые помогут ребенку стать полноценным членом современного социума:

  1. Самостоятельность. Рефлексия способствует тому, что не педагог отвечает за учащегося, а учащийся сам анализирует и осознает свои возможности и, исходя из этого, делает собственный выбор, несет ответственность за свою деятельность.
  2. Предприимчивость. Учащийся понимает и осознает, что именно он может предпринять в конкретной ситуации, чтобы изменить ее к лучшему. В случае неудачи или ошибки, не отчаивается, а оценивает ситуацию, исходя из новых условий, и ставит новые цели и задачи для успешного ее разрешения.
  3. Конкурентоспособность. Подразумевает умение делать что-то лучше, чем другие, находить выход из сложной ситуации более эффективно и быстро.
«Рефлексия на уроках в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Важным при организации рефлексии на уроках в начальной школе является психологический подход, то есть педагогу необходимо создать такие условия, при которых учащийся будет иметь желание говорить о своем поведении и деятельности во время учебного занятия.

Рефлексия в начальной школе может быть реализована на любом этапе учебного занятия, по итогам изучение определенной темы, учебного предмета и т.д.

Замечание 2

Выбор вида и типа рефлексии зависит от поставленной цели урока, содержания и сложности учебного материала, методов и способов обучения, индивидуальных особенностей учащихся.

Виды рефлексии в начальной школе и их направленность

Виды рефлексии:

  1. По содержанию: письменная или устная.
  2. По форме деятельности: коллективная, групповая или индивидуальная.
  3. По способу проведения: опрос, рисунок, анкетирование и т.п.
  4. По функциям: интеллектуальная, сенсорная, физическая

Большое внимание необходимо обратить на рефлексию по виду функции, то есть по виду взаимодействия педагога и учащихся. Так как именно они отражают основные сферы человеческой сущности:

  • физическая: «тяжело-легко», «успел – не успел»;
  • сенсорная: «интересно – скучно», «комфортно-дискомфортно»;
  • интеллектуальная: «понял – не понял», какие затруднения испытал, что осознал и т.п.
  • духовная: «созидал – разрушал», «стал лучше – хуже».
Замечание 3

Необходимо отметить, что духовная рефлексия учащегося предполагает только письменную индивидуальную форму с сохранением конфиденциальности.

Учебной рефлексии на уроках в начальной школе могут подвергаться:

  1. Настроение и эмоциональное состояние учащихся, их ощущения и чувства в конкретной образовательной ситуации. Проводится вначале урока, с целью выявления эмоционального настроя учащихся на занятие.
  2. Деятельность учащихся. Анализ деятельности дает возможность осмыслить приемы и способы работы с учебным материалом, выделить наиболее эффективные и рациональные среди них. Этот вид рефлексии рационально использовать на этапе проверки домашнего задания или защите учащимися собственных работ.
  3. Содержание учебного материала. Данный вид рефлексии используется для выявления уровня осознания и усвоения пройденного учебного материала.

Разработка педагогом рефлексивной методики

При разработке рефлексивной методики педагогу необходимо учитывать:

  • состав класса (группы), возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • особенности учебного предмета, изучаемой темы и типа урока;
  • целесообразность и необходимость проведения данного типа рефлексии.

Правила организации и проведения рефлексии на уроках в начальной школе:

  1. Рефлексия, проводимая педагогом, должна быть не самоцелью, а подготовкой к развитию личностных качеств учащихся.
  2. Сам по себе процесс рефлексии должен быть многогранным, так как он предусматривает осуществление оценки не только себя самого, но и окружающими.
  3. Рефлексия на уроке в начальной школе – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на совершенствование учебного процесса и преодоление трудностей.
  4. Процесс рефлексирования должен быть привлекательным для учащихся, так как однообразие и обыденность приводят к тому, что осуществление рефлексии становится предсказуемым и не интересным.
  5. Необходимо постоянно пополнять педагогическую копилку новыми приемами рефлексии.

Приступая к разработке рефлексивной методике, в первую очередь педагог должен сам для себя ответить на вопросы:

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • Можно ли сделать лучше?
  • Что я буду делать дальше?
Замечание 4

Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot