Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фольклор как средство развития творческого воображения младших школьников

Фольклор как стимул развития творческого начала личности

Определение 1

Фольклор – это устное народное творчество.

Он выступает в разных формах реализации: музыкальное, словесное, обрядное творчество, сопряженное с культурой народа и ее специфическими чертами.

Фольклор находит активное применение в воспитательном и образовательном процессе начальной школы. Это обусловлено его воздействием на творческую сторону личности и ее составные компоненты.

Творческая природа устного народного творчества очень обширна. Она формирует стимул к развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала, активизации творческих возможностей и устранению творческой замкнутости.

Творческое воображение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Творческое воображение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Выступая стимулом развития творческих начал личности, фольклор обладает следующими характеристиками:

  1. Сочетание разнородных видов искусства в народном творчестве;
  2. Импровизационность и вариативность действий фольклора;
  3. Связь фольклора с музыкальной культурой;
  4. В основе фольклора лежит игровое действие, что привлекает ребенка, возбуждает его интерес к творчеству;
  5. Ценность фантазии при реализации творческого действия. Фольклор не просто позволяет, а требует не точного воспроизведения действия, а внесение в него изменений, на основании собственного видения, собственной фантазии;
  6. Художественная условность фольклора. В устном народном творчестве все происходящее является противопоставлением реальному миру. У детей открывается возможность не четкого воспроизведения жизненных событий, а внесение в них изменений, посредством свободы своего творчества;
  7. Вариативность устного народного творчества. Фольклор дает богатство выбора форм и методов деятельности: песни, танцы, хороводы, декламации, вариативность костюмов, красок и сюжетов деятельности.
«Фольклор как средство развития творческого воображения младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все эти характеристики фольклора утверждают его воспитательные возможности, связанные с творческим развитием личности ребенка и активизацией его воображения.

Освоение фольклорной образности на начальном этапе школьного обучения

Включение фольклора в образовательную программу начальной школы имеет важное развивающее значение. Оно сопряжено с познанием учащимися окружающего мира, освоением фольклорной образности, лежащей в основе формирования творческого воображения учащихся.

Так, освоение фольклорной образности включается в образовательный процесс начальной школы через рефлексию учащихся.

Освоение фольклорной образности выступает основой формирования творческого воображения учащихся начальных классов. Это обусловлено следующими параметрами:

  1. Фольклор выступает самобытной характеристикой жизнедеятельности народа, способствующей формированию у учащихся представления об устройстве мире, культуре народа. Это лежит в основе развития творческого воображения;
  2. Освоение визуальных, вербальных, музыкальных компонентов фольклора различными методами и средствами способствует реализации в образовательном процессе начальной школы активизации творческого воображения;
  3. Создание, посредством изучения фольклорной образности, эстетического и этнокультурного образовательного пространства.

Творческое воображение младших школьников формируется поэтапно. Оно связано с приобщением учащихся к культуре и творчеству через словесную, музыкальную, изобразительную и иные виды деятельности, ориентированные на освоение фольклорной образности.

Изучение фольклора на уроках чтения в начальной школе

Большой потенциал формирования знаний в области устного народного творчества принадлежит урокам чтения. Они знакомят с художественными произведениями разных типов, большинство из которых являются шедеврами устного народного творчества.

На уроках чтения используются следующие приемы изучения устного народного творчества:

  1. Знакомство со сказками. Сказки выступают наиболее популярным и распространенным жанром устного народного творчества. Они активизируют интерес ребенка к событиям, героям, имеют определенный нравственный контекст, формируя основы поведения и жизнедеятельности подрастающего поколения. На уроках чтения работа со сказками реализуется через приемы эмоционального описания. Они связаны с отражением учащимися эмоций, которые вызывает них тот или иной эпизод, поступок героев, событие. Это активизирует воображение учащихся и формирует свободу мысли. Также, применяется цветовое иллюстрирование событий сказок. Оно заключается в окрашивании эпизодов сказки, ее сцен определенными цветами. Это формирует эмоциональный окрас сказки в сознании учащегося.
  2. Творческие пересказы. Они связаны с воспроизведением образов героев произведения учащимися. для пересказов применяются народные сказки. Это развивает постижение смысла народного произведения учащимися и стимулирует развитие воображения.
  3. Приемы фантазирования. Они связаны с придумыванием учащимися каких-то событий, решение разнообразных проблем народного произведения, т.е. педагог предлагает придумать завершение сказки или дать героям новые способности и т.д.
  4. Работа с пословицами и поговорками. Они могут использоваться в качестве эпиграфов к сказкам и иным произведениям, применяться вместо названий произведения, чтобы отразить его смысл и дать учащимся возможность построить сюжет произведения.
  5. Придумывание загадок. Загадки опираются на иносказательное описание объектов. Потому, их самостоятельное сочинение активизирует воображение учащихся и развивает творческое мышление.
  6. Прием обратного рассказа. Он применяется при знакомстве со сказками. Прием состоит в изменении событий, смене характера героев и их поступков и воспроизведении сказки в новом виде.
  7. Знакомство с баснями. Любая басня является нравоучением. При этом, он отражается в иносказательной форме. Потому, его понимание, его раскрытие оказывает положительное воздействие на творческое развитие учащегося и активизацию его воображения.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot