Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детская литература начальной школы

Определение 1

Литературное чтение – это дисциплина школьного курса обучения, входящая в образовательную программу всех этапов и, ориентированная на формирование у учащихся навыков чтения, овладения выразительными средствами языка, работы с текстовой информацией, ее анализа и воспитание интереса к чтению и потребности в нем.

На начальном этапе школьного обучения, в программу литературного чтения входит детская литература, содержание которой доступно для восприятия младшими школьниками и, ориентировано на их общее развитие, духовно-нравственное воспитание, развитие личностных качеств и освоение исторического и культурного опыта жизнедеятельности.

Значение детской литературы в воспитательном и образовательном процессе начальной школы

Включение детской литературы в образовательную программу начальной школы происходит посредством ее изучения на уроках чтения, а также ознакомления с разными жанрами детской литературы во внеклассной работе. Детям предлагается список книг для самостоятельного чтения на лето и в период учебного года, в качестве домашней работы. Это позволяет изучить широкий спектр детской литературы, проанализировать ее содержание и значение.

Чтение детской литературы в образовательном процессе имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Его можно отразить следующими параметрами:

  1. Нравственное воспитание. Любое детское произведение содержит определенный моральный компонент, т.е. учит нравственным основам жизнедеятельности, приобщает к общечеловеческим ценностям, заставляет задуматься о своем поведении и поступках, сопоставляя их с поведением героев детской литературы.
  2. Формирование навыков чтения и развитие основ выразительности языка.
  3. Формирование навыков работы с книгой, ее использования в качестве источниками информации об устройстве окружающего мира.
  4. Развитие коммуникативных навыков. Через книги происходит освоение навыков общения и социального взаимодействия, расширяются познания в области речевой культуры и способов установления культурных связей с окружающими: обращения, выражения своего мнения, отстаивание своей позиции, развитие навыков повествования – произнесения монологов.
  5. Развитие навыков восприятия литературных текстов, их понимания и овладения техникой чтения.
  6. Развитие интереса к чтению, к литературе разных жанров и направлений. Детская литература формирует эстетические чувства, позволяет чувствовать красоту поэтического слова, познать образность словесного искусства.
«Детская литература начальной школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Программа литературного чтения в начальной школе

В программу обучения по дисциплине «Литературное чтение» входят разнообразные литературные жанры:

  • Сказки;
  • Стихи;
  • Рассказы;
  • Басни;
  • Драматические произведения.

Дети знакомятся с разными литературными жанрами, учатся выбирать книги для чтения по своим интересам и увлечениям. В ходе чтения происходит расширение и углублений знаний учащихся об окружающем мире, расширяется компетентность учащихся в дисциплинах начального курса обучения, формируются представления об идеалах, вырабатываются нравственные ориентиры деятельности и формируются моральные принципы поведения и социального взаимодействия.

Программа литературного чтения начального школьного обучения рассматривает книгу в качестве источника разнородной информации и ориентира по формированию библиографических умений учащихся.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Круг детского чтения. На каждом этапе обучения (с первого по пятый класс) происходит изучение народной литературы, а также зарубежного фольклора, классики отечественных и зарубежных авторов и научно-познавательной современной литературы.
  2. Виды речевой и читательской деятельности. Этот раздел связан с изучением разных видов чтения и развития речи, посредством изучения разных литературных жанров, текстов разного содержания, смыслового значения, разной направленности и выразительности. Приемы чтения усложняются по мере обучения т.е. в первых классах познается чтение в пределах отдельных слов и сочетаний, затем оно дополняется интонационным развитием и постепенным формированием навыков беглого чтения. На завершающем этапе начального школьного обучения, учащиеся учатся читать про себя и навыкам пересказа.
  3. Творческое развитие. Оно связано с формированием у учащихся навыков творческого восприятия произведения и творческой работы с разными литературными текстами. Учащиеся, учатся самостоятельно сочинять тексты, на основании прочитанного, или, по установленным параметрам (например, даются герои и поступки, которые необходимо совершить или правила поведения, которые нужно реализовать в действии). Также, творческая работа предполагает сопоставления прочитанной детской литературы с жизненным опытом ребенка, проведения анализа их связи и формулирование выводов. На основании прочитанных книг осуществляется инсценировки, т.е. учащиеся проигрывают отдельные сцены прочитанных произведений, играя роли, включая в работу воображение.

Содержание программы литературного чтения начальной школы

На каждом этапе начального школьного обучения, программа литературного чтения включает в себя детские книги разных жанров и авторов – отечественных и зарубежных, сгруппированных по темам, отражающим интересные, для данного периода развития, события, стороны социальной деятельности, вопросы устройства окружающего мира.

Рассмотрим, детскую литературу, входящую в образовательную программу литературного чтения каждого класса начальной школы:

  • В первом классе к прочтению предлагаются следующие книги: серия жили-были буквы. Учащиеся знакомятся с азбукой, читают стихи и сказки В. Данько, И. Токмаковой, Ф. Кривина, Т. Собакина, учатся верному чтению, осваивают навыки правильной интонации при чтении. Также, активно изучается народный фольклор – сказки, загадки, небылицы, потешки, скороговорки и чистоговорки. В программу обучения входят стихи С.Я. Маршака, А. Барто, произведения К. Чуковского, О. Григорьева, «Вредные советы» Г. Остера. Также, читаются книги о взаимоотношении человека с природой авторов С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
  • Во втором классе продолжается изучение народного фольклора, читаются сказки о животных, произведения о природе и временах года - Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой, В. Брюсов. К чтению предлагаются произведения детской литературы А.С. Пушкина, Л. Толстого, Басни Крылова.
  • В третьем классе продолжают изучаться и читаться книги перечисленных выше авторов, уроки дополняются знакомством с поэтическими произведениями Н.А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина. дети читают сказки Д.Н. Мамин-Сибиряка, В.Ф. Одоевского, также в программу обучения входят мифы Древней Греции.
  • В четвертом классе начинают изучаться былины, летописи и жития, а также произведения классиков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова.

Для внеклассного чтения даются произведения фантастических жанров, проза о Родине, природе и человеке (Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника», К. Булычев. «Путешествие Алисы», М. Твен. «Приключения Тома Сойера», И. С. Никитин «Русь»).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot