Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего обучения

Содержание начального общего образования

Определение 1

Начальное образование – это первая ступень обучения ребенка в школе по соответствующим программам, ориентированным на развитие простейших навыков социального взаимодействия, коммуникативных способностей, формирование базиса поведенческой культуры и усвоение элементарных общеобразовательных знаний, которые нужны для дальнейшего развития познавательных способностей и навыков организации учебной деятельности.

Определение 2

Содержание образования – это совокупность научных знаний и практических навыков, которые должны быть приобретены учащимся на определенной ступени обучения.

Начальным образованием охватывается возрастной период развития ребенка 7-11 лет. Оно реализуется в государственных или частных школах, работающих в соответствии с требованиями ФГОС. Обучение по программам начального образования занимает четыре года. За это время ребенком усваиваются азы арифметики, он учится читать и писать, овладевает орфографическим и грамматическим строем родного языка, узнает закономерности существования окружающего мира, развивается физически, духовно и творчески.

Начальное образование предполагает, что дети освоят три предметных области:

  • родной язык;
  • математику;
  • окружающим мир и человек: природная и социальная сфера.

Содержание начального образования включает следующие компоненты:

  • знания – являются основным компонентом содержания образования. Они представлены совокупностью представлений, фактов, суждений и понятий ученика, несущих научный характер и передаваемых в процессе обучения и самообучения;
  • умения – являются компонентом содержания образования, отражающим практическое применение научных знаний. Умения представляют определенные действия в определенных ситуациях, реализуемые через применение и получение теоретических знаний;
  • навыки – один из компонентов содержания образования, отражающий наличие у ученика умений в определенной сфере деятельности, доведенный до автоматизма.
«Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Отдельные навыки носят обязательный характер, то есть они необходимы для повседневной жизни ученика, необходимы для его развития. Поэтому, педагогам необходимо внимательно следить за развитием этих навыков. В других навыках отражены индивидуальные свойства и специфика развития конкретного ученика и могут не усваиваться каждым из них. Например, выразительное чтение или решение нестандартных задач.

Направления развития современной начальной школы

На сегодняшний день обществом предъявляются новые требований к организации обучения на любом уровне. Начальная школа не исключение. Организацию обучения в начальной школе можно представить несколькими основными тенденциями:

  • использованием в процессе построения обучения идей личностно-ориентированного или личностно-развивающего обучения. То есть, ученик становится приоритетом образовательной деятельности. Весь курс начальной школы выстраивается с ориентиром на разностороннее гармоничное развитие личности ребенка, его социальное развитие и раскрытие творческого потенциала;
  • технологичность обучения предполагает использование разнообразных инновационных ресурсов и информационных технологий в процессе построения уроков в начальной школе;
  • разные типы уроков – уроки больше не строят по единому шаблону, который предусмотрен традиционным устройством образовательной системы. Для начальной школы актуально использовать уроки общеметодологической ориентации, развивающей направленности, рефлексии, усвоение новых знаний и навыков;
  • свобода при выборе структуры урока – педагог может выстраивать урок, базируясь на потребностях и интересах учащихся, их способностях и возможностях.

Обучение в классах компенсирующего обучения

Компенсирующие классы создают в общеобразовательных учреждениях на основании Закона РФ «Об образовании», принципами гуманизации образования, дифференциации и индивидуализации обучения.

Замечание 1

Цель открытия компенсирующих классов – создание для детей с трудностями в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, которые исключают дезадаптацию в образовательном учреждении.

В компенсирующие классы зачисляют детей, не имеющих выраженных отклонений в развитии, например, задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, включая выраженные речевые нарушения и пр.

Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатывают на основании основных общеобразовательных программ, учитывая особенности учащихся. Составная часть программы в компенсирующих классах – программа компенсирующе-развивающей работы, реализуемая в процессе учебных и внеучебных занятий и учащимися.

Работа с детьми в компенсирующих классах проводится учителем, воспитателем, учителем-логопедом, психологом. К обязанностям учителя-логопеда относят:

  • всесторонне изучить речь учащихся;
  • провести индивидуально-групповые и фронтальные занятия с теми, у кого есть ярко выраженные отклонения в развитии речи;
  • оказать методическую помощь педагогам в преодолении трудностей при освоении учениками родного языка.

Психолог помогает на стадии углубленного обследования детей, которые были отобраны для обучения в компенсирующих классах, выявляет их особенности, уровень развития интеллекта, личностные и поведенческие реакции, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферу, способствуют формированию продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений в общении и поведении, оказывает учителям методическую помощь.

Текущие и этапные результаты адаптации и продвижения в развитии и личностном росте учеников, формирование у них навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показателей функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте ученика и в классном журнале.

Психологами рекомендован ряд подходов при обучении детей в классах компенсирующей направленности:

  • использовать однообразные виды учебной деятельности, к которым относят списывание, стандартные письменные вычисления, работу по алгоритму, помогающие ученикам настроиться на выполнение учебных заданий, вызывать у них удовлетворение от того, что они выполнили задание и этим изменять их отношение к учебе;
  • вовлекать учеников в активную мыслительную деятельность, постепенно обучать их рациональным приемам мышления, расширять зону самостоятельного мышления;
  • оказывать дозированную помощь в процессе решения задач;
  • использовать игровые формы учебной деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot