Содержание начального общего образования
Начальное образование – это первая ступень обучения ребенка в школе по соответствующим программам, ориентированным на развитие простейших навыков социального взаимодействия, коммуникативных способностей, формирование базиса поведенческой культуры и усвоение элементарных общеобразовательных знаний, которые нужны для дальнейшего развития познавательных способностей и навыков организации учебной деятельности.
Содержание образования – это совокупность научных знаний и практических навыков, которые должны быть приобретены учащимся на определенной ступени обучения.
Начальным образованием охватывается возрастной период развития ребенка 7-11 лет. Оно реализуется в государственных или частных школах, работающих в соответствии с требованиями ФГОС. Обучение по программам начального образования занимает четыре года. За это время ребенком усваиваются азы арифметики, он учится читать и писать, овладевает орфографическим и грамматическим строем родного языка, узнает закономерности существования окружающего мира, развивается физически, духовно и творчески.
Начальное образование предполагает, что дети освоят три предметных области:
- родной язык;
- математику;
- окружающим мир и человек: природная и социальная сфера.
Содержание начального образования включает следующие компоненты:
- знания – являются основным компонентом содержания образования. Они представлены совокупностью представлений, фактов, суждений и понятий ученика, несущих научный характер и передаваемых в процессе обучения и самообучения;
- умения – являются компонентом содержания образования, отражающим практическое применение научных знаний. Умения представляют определенные действия в определенных ситуациях, реализуемые через применение и получение теоретических знаний;
- навыки – один из компонентов содержания образования, отражающий наличие у ученика умений в определенной сфере деятельности, доведенный до автоматизма.
Отдельные навыки носят обязательный характер, то есть они необходимы для повседневной жизни ученика, необходимы для его развития. Поэтому, педагогам необходимо внимательно следить за развитием этих навыков. В других навыках отражены индивидуальные свойства и специфика развития конкретного ученика и могут не усваиваться каждым из них. Например, выразительное чтение или решение нестандартных задач.
Направления развития современной начальной школы
На сегодняшний день обществом предъявляются новые требований к организации обучения на любом уровне. Начальная школа не исключение. Организацию обучения в начальной школе можно представить несколькими основными тенденциями:
- использованием в процессе построения обучения идей личностно-ориентированного или личностно-развивающего обучения. То есть, ученик становится приоритетом образовательной деятельности. Весь курс начальной школы выстраивается с ориентиром на разностороннее гармоничное развитие личности ребенка, его социальное развитие и раскрытие творческого потенциала;
- технологичность обучения предполагает использование разнообразных инновационных ресурсов и информационных технологий в процессе построения уроков в начальной школе;
- разные типы уроков – уроки больше не строят по единому шаблону, который предусмотрен традиционным устройством образовательной системы. Для начальной школы актуально использовать уроки общеметодологической ориентации, развивающей направленности, рефлексии, усвоение новых знаний и навыков;
- свобода при выборе структуры урока – педагог может выстраивать урок, базируясь на потребностях и интересах учащихся, их способностях и возможностях.
Обучение в классах компенсирующего обучения
Компенсирующие классы создают в общеобразовательных учреждениях на основании Закона РФ «Об образовании», принципами гуманизации образования, дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель открытия компенсирующих классов – создание для детей с трудностями в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, которые исключают дезадаптацию в образовательном учреждении.
В компенсирующие классы зачисляют детей, не имеющих выраженных отклонений в развитии, например, задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, включая выраженные речевые нарушения и пр.
Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатывают на основании основных общеобразовательных программ, учитывая особенности учащихся. Составная часть программы в компенсирующих классах – программа компенсирующе-развивающей работы, реализуемая в процессе учебных и внеучебных занятий и учащимися.
Работа с детьми в компенсирующих классах проводится учителем, воспитателем, учителем-логопедом, психологом. К обязанностям учителя-логопеда относят:
- всесторонне изучить речь учащихся;
- провести индивидуально-групповые и фронтальные занятия с теми, у кого есть ярко выраженные отклонения в развитии речи;
- оказать методическую помощь педагогам в преодолении трудностей при освоении учениками родного языка.
Психолог помогает на стадии углубленного обследования детей, которые были отобраны для обучения в компенсирующих классах, выявляет их особенности, уровень развития интеллекта, личностные и поведенческие реакции, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферу, способствуют формированию продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений в общении и поведении, оказывает учителям методическую помощь.
Текущие и этапные результаты адаптации и продвижения в развитии и личностном росте учеников, формирование у них навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показателей функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте ученика и в классном журнале.
Психологами рекомендован ряд подходов при обучении детей в классах компенсирующей направленности:
- использовать однообразные виды учебной деятельности, к которым относят списывание, стандартные письменные вычисления, работу по алгоритму, помогающие ученикам настроиться на выполнение учебных заданий, вызывать у них удовлетворение от того, что они выполнили задание и этим изменять их отношение к учебе;
- вовлекать учеников в активную мыслительную деятельность, постепенно обучать их рациональным приемам мышления, расширять зону самостоятельного мышления;
- оказывать дозированную помощь в процессе решения задач;
- использовать игровые формы учебной деятельности.