Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности

Определение 1

Познавательная активность – это проявление интереса к процессу обучения; потребность в познании устройства окружающего мира и основ его функционирования.

Познавательная активность является необходимым условием процесса обучения на всех его уровнях и этапах. Ее развитие – основа обучения дошкольников.

Формирование познавательной активности особенно необходимо в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся к новому этапу своей жизнедеятельности – к обучению в школе.

Познавательная активность развивается разными методами и средствами. Одним из методов формирования познавательной заинтересованности старшего дошкольника, проявление активности в познании, является исследовательская деятельность.

Исследование как средство познания окружающего мира

Определение 2

Исследовательская деятельность – это деятельность, ориентированная на получение новых знаний и навыков посредством специально организованной экспериментальной работы.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности. Оно реализуется как исследование различных объектов, процессов и явлений окружающего мира и является способом познания их устройства, законов функционирования, специфики развития. В старшем дошкольном возрасте, исследования проводятся специальными методами и средствами, отличающимися от методов поисково-исследовательской деятельности взрослых.

Исследовательскую деятельность дошкольников можно охарактеризовать следующими положениями:

  1. Исследование дошкольников – это форма поисковой деятельности, направленная на формирование у дошкольников способов целеобразования, мотивов деятельности, ориентированных на саморазвитие и самоутверждение, самореализацию детей в различных видах и направлениях деятельности;
  2. Проявление в исследовательской деятельности собственной активности дошкольника. Дети стремятся узнать что-то новое, проявляют интерес к исследованию, ищут способы получения новых знаний и навыков деятельности;
  3. Исследовательская деятельность лежит в основе развития творческой деятельности дошкольников;
  4. В ходе исследовательской деятельности активизируются психические процессы организма дошкольника, которые отвечают за развитие его познавательной деятельности;
  5. Исследование - это способ функционирования психических процессов организма. Это обуславливает необходимость использования исследовательской деятельности на дошкольном этапе развития ребенка, когда его психические процессы находятся в стадии становления и развития.
«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исследовательская деятельность выступает самым продуктивным средством познания дошкольниками окружающего мира. Это обусловлено тем, что в этом возрасте в развитии ребенка преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому, проведение экспериментов помогает в идеальном познании детьми окружающего мира. Знания, которые дошкольник получает самостоятельно, посредством исследования, самостоятельного поиска носят более осознанный и устойчивый характер.

Преимущества применения исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте

Включение исследовательской деятельности в образовательную программу ДОУ имеет важное развивающее значение. Достоинство использования поисково-исследовательской деятельности заключается в следующем:

  1. Получение реальных представлений учащимися о том или ином объект, его устройстве и функциональной роли, связи с другими объектами окружающего мира;
  2. Расширение памяти дошкольников;
  3. Активизация мыслительных процессов вследствие того, что требуется проводить анализ и синтез, сравнение объектов, их группировку;
  4. Активизация речевых процессов за счет того, что проведенное исследование требует аргументации: необходимо сформулировать выводы об увиденном, составить отчет о проделанной работе;
  5. Развитие навыков самостоятельности у дошкольников. Это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Дети готовятся к школе и должны развивать навыки самостоятельного познания;
  6. Формирование навыков совершения разнообразных интеллектуальных операций, которые принимают вид умственных действий;
  7. Исследовательская работа положительно сказывается на эмоциональной сфере дошкольника;
  8. Процесс исследования способствует раскрытию творческого потенциала детской личности;
  9. Игровая деятельность дошкольника пронизана экспериментированием. Ребенок переносит реальные бытовые сцены в игровую деятельность, моделирует свою картину мира, основанную на собственных наблюдениях и поисковом исследовании.

Организация поисково-исследовательской деятельности как метода развития познавательной активности старшего дошкольника

Исследовательская деятельность, реализуемая в старшем дошкольном возрасте, имеет форму поэтапного проведения. Процесс исследования имеет следующую организацию:

  1. Постановка дошкольником проблемы, которая требует разрешения. Дети ставят для себя задачу, для решения которой им требуется организовать исследование. Самостоятельная практическая деятельность ребенка положительно сказывается на формировании его познавательной сферы.
  2. Рассмотрение дошкольником возможных вариантов решения поставленной задачи. Дети сами выдвигают гипотезы решения, которые необходимо проверить на достоверность.
  3. Проверка верности, предложенных ребенком решений. В ходе исследования, дошкольник получает какие-то новые данные, информацию, которая его удивляет или, которую он ожидал получить. Это ставит его на место первооткрывателя., что способствует его саморазвитию.
  4. Формулирование собственных выводов. По итогам проведенных проверок, дошкольник формулирует собственные выводы, которые отражают суть исследования и его значение.
  5. Использование выводов для решения новых задач. Полученные итоги исследования получают применения в новых условиях и обстоятельствах. Ребенок учится использовать данные выводы в качестве алгоритма решения идентичных задач.

Поисково-исследовательская деятельность дошкольника способствует развитию стремления к совершению нового исследования, поиску новых знаний. Это активизирует познавательный интерес дошкольника, пробуждает его любознательность.

Мышление ребенка работает таким образом, что у него отсутствует страх ошибиться, поэтому он пробует что-то новое, активизируя свое познание и включая в работу мыслительные процессы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot