Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников

Понятие познавательного интереса

Определение 1

Познавательный интерес – это направленность личности на окружающий мир, характеризующаяся такими свойствами как избирательность и активность, стремление познавать предметы и явления окружающего мира, заниматься той деятельностью, которая приносит истинное удовольствие.

Основу достижения ведущих целевых ориентиров ребенка старшего дошкольного возраста составляет познавательный интерес.

Замечание 1

Познавательный интерес – это один из ведущих мотивов. Именно он побуждает детей к получению новых знаний и умений, а его уровень является побудительной силой к освоению нового.

По мнению ряда ученых, таких как Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев и некоторых других, несвоевременность формирования познавательного интереса приводит к снижению у ребенка дошкольника мыслительной активности и как следствие становится одной из причин последующей неуспеваемости в школе.

Необходимо помнить, что познавательный интерес присущ каждому ребенку, однако его направленность и мера неодинакова, а уровень развития во многом зависит от познавательного и социального опыта ребенка, от того насколько ему близка изучаемая тема или проблема.

В настоящее время, в практике дошкольного образования, с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса используются разнообразные методы и средства. Наиболее действенными и популярными являются информационные технологии, экспериментирование, игровая деятельность, проблемно-игровые технологии, знаково-символические средства.

Педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Основные педагогические условия успешного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста:

«Развитие познавательного интереса у старших дошкольников » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Расширение и разнообразие познавательного общения ребенка-дошкольника в рамках ДОУ и в рамках семьи, посредством обогащения содержания информации.
  2. Формирование у детей мотивации к разнообразной познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предметам, которые подлежат изучению.
  3. Обогащение у детей поисковых способов познания окружающего мира, посредством расширения имеющихся исследовательских умений, их актуализации и переноса из исследовательской деятельности в трудовую, игровую и продуктивную, а также общение и взаимодействие.

Развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ способствует создание следующих условий:

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей осуществлять как самостоятельную, так и организованную образованную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Среда должна соответствовать возрастным потребностям и возможностям детей, включать в себя все необходимые материалы и оборудование.

  2. Включение детей в проектную деятельность, направленную на формирование у них следующих познавательных умений:

    • самостоятельно выбирать темы для изучения;
    • определять наиболее эффективнее методы получения необходимой информации;
    • устанавливать взаимосвязь между имеющимися знаниями и способами их применения в практической и повседневной деятельности;
    • самостоятельно анализировать информацию и понимать сущность возникновения возможных ситуаций и событий;
    • высказывать, рассуждать и доказывать свои предположения.

Основными методами развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста являются: проектирование, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательные игры и т.д. При их использовании необходимо опираться на личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, только в этом случае можно будет достичь ожидаемых результатов в развитии познавательного интереса и навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности деятельности, оказывающие влияние на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в рамках разнообразных видах деятельности. Важно лишь правильно подобрать вид деятельность и разработать его структуру, в зависимости от возрастных потребностей и возможностей детей. Только в этом случае деятельность будет способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников.

Особенности деятельности, направленной на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Деятельность возникает в ходе появления у ребенка вопросов и недоумения. В этом случае целесообразно подачу нового материала опираться на полученные ранее знания и представления, которые вступают в противоречие с вновь узнанными фактами и требуют незамедлительного пояснения со стороны взрослого.
  2. Ребенок старшего дошкольного возраста самостоятельно ставит задачи и подбирает методы и средства для их решения. В крайней необходимости ребенку оказывает помощь воспитатель. Роль воспитателя указать ребенку направление, в котором следует двигаться для решения задач. Кроме того, воспитателю необходимо поддерживать у ребенка стремление самостоятельно добиться решения задач.
  3. Ребенку предоставлена возможность самостоятельно организовать поиск решений задач и проблемных ситуаций, а также самостоятельно пройти весь путь по преодолению трудности и получить личный ожидаемый положительный результат.
  4. Фактическое решение задачи или проблемы. В процессе решения, педагог при необходимости задает ребенку наводящие вопросы или же вопросы, которые несколько углубляют задачу (проблему). Все это позволяет не только сформировать интерес, но и сделать его устойчивым и долгосрочным.
Замечание 2

Познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими лишь в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях. Процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot