История педагогики – это сфера науки, занимающаяся изучением историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с насущными проблемами образования и педагогических наук.
Что такое «история педагогики»
Такая научная дисциплина как история педагогики изучает теоретические и практические вопросы развития образования, воспитания, обучения в разные исторические периоды, не исключая и современный этап в его сравнении с другими эпохами.
Считается, что основной задачей истории педагогики является выявлении роли образования в обществе других исторических периодов, выявление определённых закономерностей, которые подвигли ученых и философов того времени на создание тех или иных концепций.
История педагогики в свою очередь ставит перед собой цель отвечать на следующие вопросы:
- каким образом сотрудничало общество и педагогика в разные периоды истории;
- к каким результатам привело это взаимодействие;
- как школа и педагогика формировали социум и цивилизации;
- каким образом в обществе закрепляются приобретенные культурные ценности
Образование - это один из главных движущих элементов культурной и общественной эволюции.
История педагогики в России в период с 1920 по 1930 гг.
Педагогические наработки впервые стали рассматривать как часть научных исторических исследований начиная с XIX века. С того самого момента история педагогики стала одной из важных дисциплин в ряду педагогических наук.
Большой вклад в развитие методологии истории педагогики внесло несколько поколений выдающийся исследователей. Первое поколение ученых относится к 1920-1930 годам. Представителями этого периода являются:
- А.О. Готалов-Готлиб - российский и советский педагог, один из авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона». В этом словаре особое место отведено вопросам истории Российской науки, просвещения, образования.
- Н.К. Крупская - советский государственный, член социалистической партии, имела большое влияние на культурную и общественную жизнь России, теоретик советского образования и коммунистического воспитания молодёжи.
- Е.Н. Медынский - российский педагог и историк, наиболее известные труды – «Методы внешкольной просветительской работы», «Внешкольное образование. Его значение, организация и техника». Он разработал образовательную систему работы земств и земских учреждений. В своих работах он особое внимание уделял внешкольному образованию. Медынский был сторонником народного образования, большой след педагог оставил в вопросах изучения исторических памятников педагогической мысли.
- И.Ф. Свадковский - советский учёный-педагог, его основные труды посвящены методологическим проблемам педагогики, дидактике, вопросам воспитания, истории педагогики, подготовки учителей начальных классов.
История педагогики после Великой отечественной войны
Следующее поколение ученых истории педагогики сложилось по окончании Великой отечественной войны. В новую школу вошли такие деятели педагогики как:
- З.И. Васильева – выдающийся исследователь в области теории и истории педагогики, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель наук РФ.
- Е.И. Зейлигер-Рубинштейн - российский психолог, занималась разработкой метода объективного наблюдения, проблемой развития интереса к учебе, изучала психологические особенности детей дошкольного возраста, исследовала роль, значение и внутренние механизмы игровой деятельности, изучала проблемы воспитания детей дошкольного возраста, историю детской психологии.
- А.И. Пискунов - учёный-педагог, историк педагогики, доктор педагогических наук, профессор отделения философии образования и теоретической педагогики, является автором более 300 публикаций по педагогике, составитель учебного пособия «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века», автор вводных статей и примечаний «Хрестоматии по истории педагогики».
- З.И. Равкин - советский и российский педагог, профессор, является основателем новой исторической идеи развития отечественной истории педагогики. Её отличительные черты: объективизм в освящении главных концептов исследуемого; актуализация прошлого опыта; акцент на германизацию педагогики».
- Л.А. Степашко - доктор педагогических наук, профессор, член академии социальных и педагогических наук, автор более 200 научных трудов, в том числе: 3 монографий, 4 учебно-методических пособий, многочисленных программ по педагогике, истории педагогике, многие его работы посвящены философии теории и практики педагогики.
История педагогики в России в период с 1970 по 1980 гг.
Следующее поколение теоретиков и историков педагогики начало формироваться в 1970-1980 годы. Главными представителями новой школы стали:
- Б.М. Бим-Бад - российский педагог, наиболее известные труды – «Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педантропологии и философии образования», «История и теория педагогики. Очерки» и др. Этот ученый создал вольный университет так называемый Российский открытый университет, до 1992 года поступить в него можно было без отбора и конкурсов, так же большое место в его деятельности занимали вопросы педагогической антропологии.
- А.Н. Джуринский - советский и российский учёный, кандидат исторических и доктор педагогических наук, разрабатывает проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики как учебных предметов.
- Э.Д. Днепров - советский и российский педагог, в 1990—1992 году первый избранный министр образования России, впоследствии — директор Федерального института планирования образования, профессор Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, главные труды – «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки», «Российское образование в XIX – начале XX века. (в 2 т.). Политическая история российского образования», «Российское образование в XIX – начале XX века. (в 2 т.). Становление и развитие системы российского образования (историко-статистический анализ».
- Е.Г. Осовский - советский и российский педагог, одним из основных направлений его научной деятельности было изучение истории профессионально-технического образования и профессиональной педагогики в России.
Во второй половине XX века вопросы методологии истории педагогики подвергались постоянным обсуждениям. Тема истории педагогики становилась главной на некоторых научных конференциях, например, «Актуальные проблемы современной педагогики в историческом освещении» (1989); «История педагогики на современном этапе» (1970).
История педагогики в России на рубеже XX-XXI веков
На рубеже XX-XXI века видными деятелями в области истории педагогики стали:
- В.И. Блинов - российский учёный, педагог, один из основоположников методологии компетентностного подхода в российском профессиональном образовании и обучении.
- А.Н. Копыл – русский педагог, автор монографии «Парадигмально-цивилизационный подход к осмыслению истории русской педагогики (X-XX века)», в которой он раскрывает парадигмально-цивилизационный подход к осмыслению истории русской педагогики, позволяющий рассматривать историю русской педагогики в контексте истории культуры.
- М.А. Лукацкий – доктор педагогических наук, профессор, автор многочисленных трудов по психологии и истории педагогики.