Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие эффективного лидерства в образовательном пространстве

Феномен лидерства в образовательном процессе

Определение 1

Лидерство – это психологический процесс, в ходе которого, у личности проявляются качества, приводящие к занятию в социальной группе ведущей позиции, обретению авторитета и возможности воздействовать на других членов коллектива.

Лидерство проявляется в разных сферах и направлениях деятельности. Особое значение имеет развитие лидерства в образовательной среде. Оно имеет свои особенности, обусловленные сущностью образовательного процесса, его целевым назначением и содержанием.

Благодаря лидерам происходит построение нового образовательного пространства. Лидеры способствуют тому, чтобы образовательный процесс реализовывался, исходя из потребностей и возможностей учащихся, предоставления им права и ресурсов для реализации собственных природных задатков, самоутверждения и саморазвития. Лидерство ориентировано на активизацию образовательного и интеллектуального потенциала учащихся и развитие собственных образовательных и воспитательных стратегий, а также стратегий формирования лидерских качеств.

Механизм лидерства необходим образовательной сфере потому, что он способствует развитию саморегуляции и самоконтроля, создает условия для личностного развития учащихся и формирования навыков проявления терпимости и тактичности. Это обуславливает иное понимание лидерства в образовании, отличающееся от общего понятия лидерства.

Замечание 1

Лидерство в образовании – это механизм повышения продуктивности образовательной деятельности, основанный на субъектных позициях всех ее участников, вступающих в образовательные взаимоотношения и совместную учебно-воспитательную работу.

Существуют два подхода к пониманию феномена лидерства в образовании:

  1. Лидерство, отражающее высокую квалификацию и профессионализм педагога. Педагог является лидером, реализующим образовательный процесс на основании собственного стиля ведения данной деятельности, применения методов и технологий, отражающих его видение достижения эффективности образовательной деятельности, имеющего определенную стратегию построения взаимоотношений с учащимися, педагогами, руководством.
  2. Лидерство, как управленческая позиция. Лидерство выступает конкретным способом организации образовательной деятельности, осуществления руководства ею. Лидер является, в данном случае, физическим лицом или группой лиц, относящихся к аппарату управления образовательной сферой. Лидеры проектируют образовательный процесс и структуру системы образования. Они обладают, необходимыми для этого, профессиональными качествами, умениями, функциями и возможностями.
«Развитие эффективного лидерства в образовательном пространстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специфика образовательного лидерства

Лидерство в образовательном пространстве имеет свои особенности. Они состоят в следующем:

  1. Осуществление непосредственного контакта между лидерами и иными участниками образовательной деятельности: их сторонниками, последователями, противниками;
  2. Лидерство в образовании носит многоролевой характер. Это обусловлено тем, что в образовательном пространстве каждый его участник занимает субъектную позицию;
  3. В иных сферах деятельности, лидерство, чаще всего, носит групповой характер. В образовании преобладает индивидуальное лидерство;
  4. Лидерство в образовании ориентировано на развитие лидерских качеств у последователей. Утверждению собственной лидерской позиции не отводится особого значения;
  5. Лидерские качества являются теми свойствами личности, которые должны быть у всех субъектов образовательной деятельности. Это означает, что не только руководитель учебного заведения, педагог, воспитатель должен обладать лидерскими качествами. Они должны раскрываться и развиваться у воспитанников и учащихся;
  6. Формирование лидерства осуществляется на основе диагностирования лидерского потенциала, т.е. свойств личности, организаторских способностей, позволяющих занять приоритетное положение в образовательной деятельности;
  7. Лидерство в образовании требует от его носителя способности к саморегуляции и самоконтролю, социальной активности и ориентации работы на групповое развитие и достижение целей образования.

Педагогические условия развития эффективного лидерского пространства

Успешное развитие лидеров в образовательном процессе реализуется на основании трех групп условий, способствующих построению лидерского пространства, способствующего утверждению социальной, культурной, творческой сущности личности обучающихся. К данным педагогическим условиям относятся:

  1. Рефлексивно-мотивационные условия. Данные условия отражают переориентацию ведения образовательной деятельности на личностно-ориентированный подход, учитывающий потребности и интересы учащихся, их специфику развития. Для этого, осуществляется диагностика развития учащихся, выявляются их внутренние ресурсы, интересы с целью использования продуктивных методов мотивации к обучению, развитию и саморазвитию. Педагог исследует лидерскую позицию учащихся и свою собственную, чтобы выявить сильные и слабые стороны своего педагогического мастерства, организационных навыков, развивать и совершенствовать их.
  2. Содержательно-познавательные условия. Они отражают разработку педагогом своего стиля профессиональной деятельности, основанного признании уникальности каждого учащегося, уважении его интересов и потребностей в образовательном пространстве. Это реализуется в ходе практико-ориентированной образовательной деятельности, в которой каждый учащийся осваивает способы самообучения и саморазвития, вырабатывает потребность в непрерывном самообучении на протяжении всей жизнедеятельности. В современном высшем образовании применяется система рейтингового контроля, направленная на стимуляцию учащихся(будущих педагогов) к поиску новых знаний и, являющаяся средством образовательного контроля и самоконтроля.
  3. Деятельностные условия. Они отражают развитие реального практического опыта лидерского поведения, самоутверждения, построения продуктивных коммуникативных связей. Для этих целей применяются методы активного обучения и построения специальных ситуаций, побуждающих к применению своих лучших качеств и навыков, демонстрации готовности самостоятельного принятия решения и несения за него ответсвенности.
Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot