Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разграничение понятий компетенции и компетентности в педагогике

Понятие компетентности и его применение в образовании

Определение 1

Компетентность представляет собой определенные человеческие свойства, отражающие осведомленность личности в определенных сферах жизнедеятельности. Компетентность выступает показателем объема знаний человека, делающих его мнение и взгляды достаточно вескими и авторитетными.

Компетентность в конкретной жизненной области показывает способность человека к осуществлению каких-либо действий и наличие навыков их успешной реализации. Наличие компетентности у личности открывает возможности для превращения ею источников, ресурсов, средств в реальный конечный продукт.

Компетентный человек обладает навыками разрешения задач определенной направленности, выполнить которые он может, посредством применения своих знаний и умений. Помимо этого, компетентный человек способен разбираться в содержании, разрешаемой проблемы.

Компетентность личности характеризует ее уровень квалификации. Однако, он не является постоянным. Квалификацию требуется совершенствовать т.е. объем знаний необходимо расширять и обновлять, получать новые информационные данные и активно овладевать способами их активного практического применения.

Наличие компетентных свойств личности свидетельствует о ее обладании конкретным опытом, знаниями, умениями, которые помогают принимать оптимальные и продуктивные решения в той или иной научной, технической, бытовой, образовательной области человеческой деятельности.

В педагогической науке, понятие компетентности развилось относительно недавно. Оно отражает интегральные свойства личности, выражающиеся в способности осуществлять деятельность, посредством своих знаний и навыков, приобретенных в процессе участия в учебно-воспитательном процессе и прохождении социальной адаптации. Такие способности направлены на развитие навыков самостоятельности в организации конкретных видов деятельности.

Профессиональной компетентности отводится особое место в педагогическом процессе. Педагоги обучаются своим профессиональным качествам и навыкам, посредством применения компетентностного подхода. Данный подход рассматривает перечень параметров, необходимых для развития компетентностной структуры педагога. К таким параметрам относятся:

«Разграничение понятий компетенции и компетентности в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Знания.
  2. Действия.
  3. Бытие или существование.
Замечание 1

Компетентность педагога характеризует совокупность его трудовых качеств и навыков, применение которых обеспечивает эффективную реализацию педагогического процесса, педагогического общения и позволяет достигнуть высоких результатов в обучении и воспитании.

Понятие компетенции и ее структурное строение

Компетенция в образовательной области предполагает интегральное взаимодействие следующих элементов:

  • Стремления или мотивации, базирующиеся на наличии заинтересованности в конкретном направлении деятельности, собственного смыслового понимания важности и значимости разрешения определенной задачи в обучении и воспитании;
  • Целей, предполагающих развитие способностей постановки оптимальных целей деятельности, на основании которых разрабатываются стратегические и тактические планы работы, составляются программы и проекты, определяется последовательность действий, применяемых для достижения продуктивного образовательного результата;
  • Ориентаций, основанных на ведении учета педагогических действий;
  • Функций, базирующихся на использовании знаний, навыков, умений, средств и способов организации учебно-воспитательной работы, наличие грамотного информационного подхода для построения своей системы деятельности;
  • Контроля, предполагающего проведение измерений показателей и итогов учебно-воспитательной работы, обновление и совершенствование направлений деятельности и действий, направленных на целедостижение;
  • Оценок, заключающихся в развитии навыков собственного самооценивания, самоконтроля и саморазвития.

Такое структурное строение компетенции отражает системный процесс ее функционирования. Все элементы компетенции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, развитие одного элемента влечет за собой развитие остальных и всей системы в целом.

Понятие компетенции включает в свой состав перечень вопросов, в разрешении которых конкретная личность обладает необходимыми знаниями и навыками и может реализовать их на практике, а также круг проблем, в способах разрешения которых педагог обладает определенной осведомленностью, обширными знаниями и практическим опытом их разрешения.

Замечание 2

Компетенция педагога характеризует совокупность его знаний, навыков, профессионального опыта, умений в определенных направлениях педагогической деятельности и его возможностями их активного, качественного, рационального и эффективного практического применения в организации успешного педагогического процесса.

Понятие компетенции применяется в педагогике для характеристики такого результата образовательной деятельности, который отождествляет подготовленность учащегося, его умение владеть и применять реальные методы и средства обучения, преодолевать трудности и справляться с различными задачами.

Компетенция отражает формы взаимодействия различного рода знаний, навыков, способностей и умений, дающих возможность целеполагания, грамотной постановки целей и их достижения, связанных с преобразованием окружающей действительности: природы и общества.

Навыки самообразования в качестве значимой педагогической компетенции

Развитие навыков самообразования играет важную роль в педагогическом процессе. Овладение способностями к самостоятельному обучению, развитие стремления к этому процессу и активное освоение этого навыка включается в программы образования на всех уровнях и этапах организации учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельное обучение благотворно сказывается на развитии индивидуальных качеств личности, раскрытии природных задатков и талантов.

Педагогическая компетенция, связанная с навыками самообучения предполагает наличие у ребенка умений самостоятельной постановки цели образования и разработки планов по ее достижению. Затем, требуется разработать программу действий по реализации планов на практике. Она включает определение временных интервалов работы, выбор информационных источников и важных знаний, которые помогут разрешить образовательные цели и задачи. Деятельность должна носить осознанный характер, развиваться и совершенствоваться. Кроме того, самостоятельность обучения предполагает овладения навыками самооценки, самоанализа и саморегуляции своей деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 17.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot