Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Объект и предмет педагогического исследования

Сущность педагогического исследования

Определение 1

Педагогическое исследование – это вид познавательной работы по формированию новых знаний, открытию закономерностей реализации педагогической деятельности, созданию методологии обучения и воспитания, а также развития подрастающего поколения.

Педагогическое исследование необходимо для изучения конкретной области познания, конкретной стороны личности, развития ее психических процессов, на основании которых формируются навыки познавательной деятельности.

Кроме того, педагогическое исследование позволяет оценить функционирование образовательного процесса на конкретном его этапе и уровень развития педагогики в текущий временной момент.

Педагогическое исследование носит научную ориентацию т.е. оно связано с формулированием научных знаний и создание теоретической научной базы функционирования образования.

Педагогические исследования реализуются на трех уровнях:

  1. Эмпирический уровень. Он связан с поиском новых научных данных, фактов в педагогике, поиском методов и средств актуальных для использования в системе образования, решения конкретных учебно-воспитательных задач.
  2. Теоретический уровень. Он связан с формулированием закономерностей существования того или иного факта педагогической действительности, применения методов и средств в педагогическом процессе, а также прогнозирование развития педагогической деятельности, педагогических процессов, объектов и явлений в перспективе.
  3. Методологический уровень. Он связан с разработкой принципов и методов педагогического исследования различных аспектов педагогики на основании тех данных, которые получены в ходе теоретических и эмпирических исследований.

Сущность педагогического исследования заключается в определении закономерностей в конкретном педагогическом процессе или явлении, а также закономерностей всей педагогической деятельности на конкретном ее этапе.

«Объект и предмет педагогического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогическое исследование ориентировано на внесение в педагогическую деятельность чего-то нового - открытие нового знания, новых принципов деятельности, новых научных фактов развития педагогической деятельности. Все это ориентировано на получение конкретного результата, связанного с повышением качества педагогической деятельности.

Педагогическое исследование реализуется таким образом, чтобы отражать все параметры исследования т.е. состояния объектов и процессов на начало исследований и на конец, при внесении некоторых изменений, проведении опытов, с обоснованием полученных результатов.

Педагогический эксперимент должен приводить к получению достоверной информации, находящей или, напротив, не находящей, практического применения в педагогической деятельности.

Основные <a href=характеристики педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Основные характеристики педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ход реализации педагогического исследования

Любое педагогическое исследование начинается с определения методологии его реализации и методологических параметров. Таковыми являются: проблема, подлежащая нахождению решения, тема исследования, объект и предмет исследования, выбираемый согласно проблеме и теме исследования, целевое назначение исследования, его задачи и гипотетические положения т.е. предполагаемые варианты решения проблемы, которые требуют проверки.

Педагогическое исследование должно затрагивать проблему актуальную в текущем временном периоде, имеющую теоретическую и практическую значимость. Также, проблема исследования должна быть новой т.е. ранее проводимые исследования ее не затрагивали или же, она была рассмотрено не достаточно.

Ход педагогического исследования представляет собой следующую последовательность этапов работы:

  1. Выбор темы исследования.
  2. Обоснование актуальности рассматриваемой проблемы, темы исследования.
  3. Определение целевого назначения исследования и его задач.
  4. Определение объекта и предмета исследования.
  5. Определение методики реализации исследовательской деятельности.
  6. Непосредственный ход исследования с его описанием.
  7. Подведение итогов проведенного исследования и их обсуждение в научных кругах.
  8. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

Объект педагогического исследования

Определение 2

Объект исследования – это то, что познается, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Объект педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Объект педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В качестве объекта педагогического исследования могут быть взяты свойства реального объекта педагогики, его характерные признаки, связи и отношения, которые имеют отношение к познавательной деятельности, включены в познавательную работу.

Объект исследования существует независимо от познающего, но отражается им, выступает областью поиска, на который обращено внимание исследователя.

К примеру, объектами исследования могут быть способы формирования новой системы образования, процессы развития субъектов учебно-воспитательной деятельности, качество воспитательного процесса, эффективность применения конкретных методов и технологий в педагогическом процессе.

Объект педагогического исследования имеют узкую направленность использования т.е. исследуется не широкая сфера педагогических отношений, содержащая большое количество компонентов, а именно, какой-то отдельный компонент или некоторые из них.

Предмет педагогического исследования

Определение 3

Предмет педагогического исследования – это конкретный аспект изучения объекта.

Его основными признаками выступают:

  1. Фиксация свойств и отношений, которые необходимо изучить.
  2. Включение в предмет исследования только тех свойств объекта, тех его связей и отношений, которые отвечают поставленным целям исследовательской работы.
  3. Отражение направлений поиска и задач его реализации в предмете исследования.

Определение предмета педагогического исследования предполагает выполнение следующих действий:

  1. Определение рамок, границ поиска. Как уже говорилось, выбирается узкая сфера педагогической действительности;
  2. Выдвижение гипотез о важных связях и свойствах объекта, подлежащих рассмотрению согласно теме исследования;
  3. Допущение о возможности временного извлечения связей и свойств объекта для объединения в одну систему.

Предметом педагогического исследования могут быть отношения в коллективе учащихся, способы формирования коллектива, текущее его состояние и основы существования, факторы, влияющие на обучение и развитие детей, их связи и отношения.

Предмет педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Предмет педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что предмет педагогического исследования, должен обязательно отражать связи воспитательного учреждения, института с внешней средой. Иными словами, психологические, педагогические, социальные факторы исследуются в их связи и взаимодействии.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot