Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики

Суть обобщения как мыслительной операции

Определение 1

Обобщение – это одна из наиболее значимых характеристик познавательных процессов, которая состоит в выделении и фиксации достаточно устойчивых, инвариантных свойств предметов и отношений между ними.

Шардаковым М.Н. была предложена классификация разных типов обобщающей мыслительной деятельности учащихся, которая развивается у них в процессе учения. Им было рассмотрено три типа обобщений:

  • обобщаются существенные и общие свойства единичных предметов и получение посредством этого предметных понятий;
  • обобщаются существенные и общие связи и отношения между отдельными предметами и явлениями, и получение таким образом понятий отношений;
  • особый тип обобщения – обобщение учебного материала.

Обобщение тесно связано с другими мыслительными операциями. Любой процесс обобщения включает в себя абстракцию, так как если не вычленить нужные признаки, невозможно будет объединить предметы.

Каждый предмет обладает существенными и несущественными признаками и свойствами.

Определение 2

Существенные признаки – это постоянные, устойчивые признаки, которые сохраняются у рассматриваемой группы предметов при вариации несущественных.

Существенные признаки помогают отличить предмет от других предметов, сходных с ним, но не точно совпадающих с рассматриваемым предметом.

Особенности развития способности обобщения у младших школьников

Процесс обобщения происходит в три стадии:

  • рассмотреть отдельные качества, или свойства разных предметов, определить их отличия друг от друга;
  • отобрать качества, общие для всех предметов;
  • сформулировать понятие в формате перечня общих качеств тех предметов, которые входят в объем соответствующего понятия, или правила.
«Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными условиями формирования обобщений выступают:

  • для самостоятельной выработки понятия необходимо, чтобы ученики анализировали и сравнивали между собой достаточно большой объем одинаковых и сходных предметов, специальной отобранных с этой целью;
  • набор исходных материалов должен быть многообразен, содержать разные варианты сочетания схожих качеств и сопутствующих признаков;
  • изменение несущественных признаков понятий, свойств и фактов, учитывая постоянство существенных признаков.

Такое понимание процесса обобщения дает возможным намечать соотношение восприятия, представления и понятия. Исходный материал для каждой ступени обобщения – единичные, чувственно воспринимаемые предметы и явления окружающего мира.

Иными словами, во время формирования процесса обобщения необходимо, чтобы ученики умели четко различать основное и второстепенное, существенное и внешнюю форму его проявления, действительно общие элементы от случайных и отделимых.

Мыслительная деятельности у младших школьников протекает на наглядном, конкретном материале, а формирование правильных обобщений происходит при учете ряда условий:

  • необходимо анализировать и сравнивать материал, при этом он должен быть многообразен, содержать разные варианты неожиданных и непривычных сочетаний сходных качеств и сопутствующих признаков;
  • анализировать и сравнивать достаточно большое количество схожих предметов;
  • варьировать несущественные признаки, учитывая постоянство существенных;
  • зная общее, необходимо уметь увидеть его в отдельном конкретном случае, с которым нужно иметь дело в данный момент.

Также внимание следует уделять проблеме переноса и переносу приемов обобщения от частного к общему и наоборот.

Процесс формирования умения обобщать на уроках математики в начальной школе

Определение 3

Обобщение в математике – это мысленное выделение общих и существенных признаков математических объектов и объединение на этом основании их в пределах заданной области.

Нельзя забывать, что обобщения могут быть достаточно широкими. Например, правило прибавления числа к сумме – обобщение. Овладение этим действие является одной из учебных задач в 1 классе. В 3 классе ученики узнают, что при сложении любые 2 или несколько слагаемых могут быть заменены их суммой. Это тоже является обобщением, но оно более широко охватывает правило, которое было изучено ранее.

В обучении математике процессы обобщения могут по-разному организовываться, что может воздействовать на выбор методики обучения.

Артемовым А.К. было предложено 4 типа организации процесса обобщения:

  • обобщенные знания в качестве способов действий сообщают ученикам в готовом виде;
  • обобщенные знания проявляются в качестве логического вывода из ранее установленных обобщений. В данном случае процесс обобщения рассматривается как рассуждения, приводящие к общему выводу;
  • обобщение представляется через сравнение одного или более объектов по существенным признакам;
  • обобщение характеризуется тем, что благодаря анализу одного математического объекта могут быть выявлены существенные его особенности, в которых отражены общие признаки всех объектов из данной области.

Учебная задача заключается в том, чтобы вскрыть в рассматриваемом объекте существенное общее. Достигается это посредством анализа данного объекта.

При этом необходимо учитывать ряд трудностей при организации этого процесса.

В первую очередь, это связывают с конкретным мышлением младших школьников. Ученики в своем мышлении оперируют в основном представлениями предметов и явлений действительности. Их мышление протекает на наглядном, конкретном материале, в связи с чем детям тяжело отвлечься от конкретных предметов и явлений.

Можно сделать вывод, что, чтобы сформировать правильное обобщение на уроках математики и предотвратить ошибки учащихся, следует уделить внимание определенным факторам:

  • учесть особенности процесса и определенные трудности организации данного процесса при обучении математики;
  • учесть особое воздействие варьирования несущественных признаков;
  • при анализе математических объектов крайне важно выделить совокупность существенных признаков, из которых состоит основа изучаемого математического объекта.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot