Противоречие (в т. ч. и в педагогике) – это положение, при котором что-то одно исключает другое, несовместимое с ним.
Объективные и субъективные противоречия
Основным источником развития, совершенствования и полноценного функционирования целостного педагогического процесса являются противоречия. Современная педагогика разделяет противоречия на две основные группы:
- объективные противоречия;
- субъективные противоречия.
Противоречия объективной группы включают в себя различия между уровнем развития учащегося, его знаниями, умениями, навыками и потребностями общества и государства.
Преодоление этого противоречия осуществляется за счет организации системы непрерывного образования, повышении интенсивности обучения, всестороннего воспитания личности ребенка, формирование и развитие у него таких качеств как трудолюбие, нравственность, гражданская позиция и т.д.
В связи с возрастающими требованиями по подготовке подрастающего поколения со стороны государства и общества, наблюдается увеличение количества учебных дисциплин, повышение запроса к качеству подготовку выпускников, что приводит к увеличению нагрузок на учащихся, возникновению дефицита времени и как следствие возникают интеллектуальные, физические и психические нагрузки.
Движущей силой целостного педагогического процесса в данном случае становится подготовленность и обусловленность самим процессом обучения и логикой его течения. При соблюдении указанного условия, учащиеся имеют возможность выявлять противоречие и находить способ его преодоления. Все это запускает процесс самопознания и самообразования, при этом решение каждого вопроса приближает учащегося к открытию последующих задач, необходимых для успешного получения знаний.
Таким образом, противоречия рассматриваются как внутренние процессы, которые характеризуют деятельность сознания человека.
Заданная учащемуся познавательная задача, принимается им и происходит процесс выделения ее составных элементов, для облегчения поиска решения, в результате чего цепочка взаимосвязанных элементов задачи трансформируется в противоречия, стимулирующие личное стремление учащегося к поиску и познанию новой учебной и научной информации и ее практическому применению.
Внутренние движущие силы целостного педагогического процесса основаны на противоречии между видами различной деятельности и возможностями учащегося. Все это и приводит систему в движение по направлению к общей цели, при соблюдении требования нахождения ее в зоне ближайшего развития способностей учащегося. Основной задачей педагога, в данном случае, является полноценное и качественное овладение умениями работать с детским коллективом, планировать деятельность, четко формулировать и конкретизировать педагогические цели.
Противоречия объективного характера проявляются между активно-деятельностной природой учащегося и социально-педагогическими условиями обучения.
Субъективная сущность противоречия – это противоречие между индивидуальным развитием ребенка и требованиями к развитию со стороны целостного педагогического процесса. Например, в настоящее время внутри целостного педагогического процесса отмечается противоречие между возрастающей ролью гуманитарных дисциплин в становлении личности и стремительным техническим прогрессом.
Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса
В настоящее время в педагогике существует и иная классификация противоречий, в соответствии с ней, выделяют:
- Внутренние противоречия
- Внешние противоречия
К внешним противоречиям относят противоречия между:
- внешним влиянием, требованиями и внутренним стремлением к их соответствию;
- целенаправленностью, планомерностью педагогического процесса и осуществляемому со стороны влиянию внешних факторов, которые невозможно контролировать;
- большим количеством учебной, научной информации и невозможностью охватить ее всю в рамках педагогического процесса;
- преподносимым педагогом, обобщенным опытом и индивидуальными навыками, полученными учащимися самостоятельно;
- высокими образовательными и воспитательными требованиями и реальными возможностями учащихся;
- коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала;
- ограниченностью педагогического процесса временными рамками и активностью учащихся, их потребности в новых знаниях и умениях;
- используемыми методами, средствами, формами обучения и их принятием учащимися.
К внутренним противоречиям относят противоречия между следующими сторонами:
- нормы и правила поведения, принятые в обществе, и уровень собственных сформированных умений и привычек;
- идеал личности, сформированный у ребенка и его реальное поведение;
- модель поведения, чувство долга и чувства с эмоциями, которые они вызывают;
- самооценка и оценка со стороны.
Внутренние противоречия оказывают значительное влияние на развитие эмоциональной стороны личности ребенка, которая в свою очередь имеет большое количество противоречий, являющихся движущими силами воспитательно-образовательного процесса. Например, у ребенка происходит развитие уверенности через сомнения; смелости через преодоление страхов.
Большое значение в целостном педагогическом процессе имеет процесс оценивании педагогом качества знаний учащихся и побуждение его к осуществлению адекватной самооценке своих результатов. В процессе оценивания выявляются сильные и слабые стороны учащегося, что вновь порождает противоречия. Это связано с тем, что некоторые учащиеся могут быть удовлетворены определенной оценкой, в то время как для других она кажется слишком низкой и стимулирует на повышение уровня своих знаний и умений.
Таким образом, решение противоречий позволяет пройти путь формирования свободно ориентирующейся в стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации личности.