Программа «Одаренный ребенок» (далее Программа) – это программа, направленная на выявление и последующее развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.
Цели и задачи Программы
Программа имеет несколько целей.
Основная цель Программы – создание необходимых условий для качественного выявления, эффективной поддержки и успешного развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная цель Программы – воспитание личности, которая обладает высокими адаптивными возможностями и коммуникативными навыками, основанными на высоконравственных убеждениях.
Образовательная цель – расширение и создание единого образовательного пространства ДОУ, предполагающего реализацию социально значимой и индивидуальной воспитательно-образовательной стратегии развития одаренных детей.
Развивающая цель – всестороннее и своевременное развитие способностей одаренных детей посредством включения в духовно-практические потребности личности ребенка, региона и страны.
Задачи Программы:
- Создание эффективной системы по целенаправленному выявлению и отбору детей, имеющих различные одаренности, посредством различных методов диагностики.
- Создание необходимых благоприятных условий для дальнейшего успешного интеллектуального развития одаренных детей в рамках образовательного процесса ДОУ.
- Внедрение в образовательный процесс обучения одаренных детей разнообразных инновационных педагогических технологий.
- Создание условий для организации эффективной работы педагога с одаренными детьми, основанных на опережающем развитии детей, с предоставлением им возможностей реализации собственных способностей.
- Совершенствование технологии по сопровождению одаренных детей.
- Партнерская и просветительская работа с родителями одаренных детей, различными социальными институтами, общественными организациями и учреждениями дополнительного образования.
- Осуществление обмена опытом между педагогами, занимающимися воспитанием и обучением одаренных детей.
- Создание банка одаренных детей воспитанников ДОУ.
Механизмы реализации программы
Ожидаемые результаты Программы – повышение количества одаренных детей, которым будет оказана соответствующая поддержка.
Поддержка одаренных детей в рамках Программы заключается в:
- Создание для каждого одаренного ребенка индивидуального образовательного маршрута
- Повышение профессиональной квалификации педагогов, занимающихся с одаренными детьми
- Совершенствование системы педагогической работы с одаренными детьми
Система контроля, за успешностью реализации Программы включает в себя:
- Контроль за реализацией Программы, со стороны администрации ДОУ
- Решение текущих вопросов по воспитанию и обучению одаренных детей на методических заседаниях, педагогических советах и родительских собраниях
Механизмы реализации программы:
- Проведение ранней диагностики одаренности среди воспитанников ДОУ; совершенствование используемых методик диагностики; использование современных и актуальных подходов в работе с одаренными детьми.
- Совершенствование работы администрации ДОУ по мотивации педагогов на управление разработкой и внедрением авторских программ по работе с одаренными детьми.
- Совершенствование технологии работы и индивидуальной траектории развития как педагога, так и одаренного ребенка.
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
Системный подход, реализуемый через:
- интеграцию разнообразных видов деятельности;
- интеграцию применения различных форм обучения и воспитания;
- взаимосвязь и взаимообусловленность процессов обучения и воспитания;
- наличие не только обязательных, но и дополнительных видов занятий (факультативы, кружки, секции и т.д.), в соответствии с интересами и потребностями детей;
- направленность на воспитание целостной индивидуальности личности ребенка;
- тесное сотрудничество между всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса;
- наличие необходимого материального и методического обеспечения ДОУ.
Деятельностный подход – предполагает раскрытие в каждом ребенке индивидуального творческого потенциала.
Принцип индивидуализации воспитательно-образовательного процесса – предусматривает разработку индивидуальной программы развития одаренного ребенка, в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями.
Принцип преемственности и непрерывности воспитания, обучения и развития – предполагает, что процесс развития одаренности должен протекать постепенно с самого раннего детства и до вступления в самостоятельную жизнь.
Принцип постоянного развития и целенаправленного программирования работы с одаренными детьми – предусматривает такую организацию содержания обучения, при которой осуществляется последовательное развитие способностей детей, посредством решения ежедневных прагматических задач.
Комплексный поход к воспитанию, обучению и развитию одаренных детей. Осуществляется на основании взаимосвязанных между собой принципов:
- комплексного преподавания различных предметов;
- организация психологической готовности ребенка к обучению;
- принцип комфортного обучения, посредством создания благоприятных условий для творчества;
- принцип «скорой помощи» - нельзя откладывать «на потом» ответы на вопросы ребенка, так как потом они будут уже не востребованы.
Основными формами работы с одаренными детьми в рамках Программы являются:
- Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности, применение на практике элементов дифференциального обучения и нестандартных форм занятий.
- Дополнительные занятия – факультативы, кружки, секции, интеллектуальны игры и т.д.
- Участие разного уровня конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, играх и т.п. (в рамках ДОУ, муниципальные, региональные и т.д.).
- Психологические тренинги, тестирования, консультации.
- Творческие и предметные кружки в соответствии со способностями и наклонностями.
- Использование в образовательном процессе инновационных средств (Интернет, мультимедиа, электронные книги и энциклопедии и т.д.).
- Портфолио одаренного ребенка.